Выставка Адиля Астемирова и Ирины Гусеновой
ГЕОМЕТРИЯ ПРИСУТСТВИЯ
04.04.2014 – 30.04.2014
Выставка, которая в апреле проходит в залах Государственного института искусствознания, состоит из четырех проектов известных российских художников, дагестанцев, Адиля Астемирова и Ирины Гусейновой, чье творчество и судьба (они супруги) находятся в тесной взаимосвязи. Вот эти проекты:
«Происхождение несоответствий» 1992-1996 (Ирина)
«Дневник интроспекций» часть 3. 2011-2012 (Ирина)
«Дневник перемещений» 1998-2005 (Адиль)
«Геометрия присутствия» 1995-2012 (Адиль)
В представленных работах отмечен опыт и реализован пройденный путь за последние 20 лет. В этом пути открытый взгляд и опущенные веки, что-то между тем и этим, робость и воля поиска, крепость и стойкость, вера и выстроенные ориентиры движения, собранные в микрочип воспоминания. Как еще писать об абстракции? Ведь на первый взгляд кажется, что она не о чем. Действительно, все четыре проекта очень разные, но твердо обозначившие ментальные и духовные усилия, четкий след которых представлен в «Геометрии присутствия».
В этой Геометрии: структуры и коды узнанного, двойственность и симметрия, спирали и воронки внутреннего напряжения. Все то, что многократно отразившись и напомнив нам сложный, неоднозначный, выходящий на иные пространства и структуры концепт Зеркала, вновь утверждает Точное. Казалось бы, в постмодернистско
Выход этих художников (они оба закончили Дагестанское художественное училище им. М.А. Джемала, Адиль в 1980 и Ирина в 1983 году) на артсцену обозначил новую волну «дагестанского авангарда» (о чем хорошо написал Сабир Гейбатов). Адилю Астемирову удалось «репрезентироват
Практически сразу их творчество вызвало большой интерес в артсреде и, что особенно важно, у таких ярких исследователей, историков искусства как Шариф Шукуров и Сергей Кусков, чьи статьи об Адиле Астемирове и Ирине Гусейновой – яркий пример глубокого понимания и проникновения в абстрактное творчество. Однако работы этих художников – вовсе не замкнутое в проблемах локального, этнического и самостного искусство. Именно поэтому их творчество попало и в поле зрения известных арткритиков, тех, кто держит руку на пульсе своего времени, Виталия Пацюкова и Виктории Хан-Магомедовой.
С 1983 года по сегодняшний день они участвовали во многих групповых выставках у нас и за рубежом, в оригинальных концептуальных проектах, наряду с известнейшими художниками России. Их работы и материалы о них вошли в монументальное исследование Марии Валяевой по истории развития русского абстрактного искусства ХХ века: «Морфология русской беспредметности» (М., 2003).
Ретроспективы художников были показаны в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой (2001) и в Постоянном Представительств
Работы Адиля Астемирова и Ирины Гусейновой хранятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, Музеях Дагестана и других российских регионов, в частных собраниях у нас и за рубежом. Они успешно продавались на выставке- аукционе современного искусства СССР во Франции (1989 г. Дворец Конгрессов, Париж, Версаль)
Однако, можно сказать, что их творчество выпадает из общего дискурса актуального искусства, ориентированного на проблемы социума в целом и человека в социуме. Это вовсе не означает, что они прошли сквозь время и не заметили его, а время их. Его черты и признаки воплотились в дискурсе проектов «Дневник интроспекций» и «Дагестанский экспедиционный дневник», в переходе к новым фото и компьютерным технологиям, в стратегии контрпроекта репрезентации своего искусства.
И именно – Время в его перспективе выберет и покажет, что было актуально в прошлом.
Церемония открытия выставки состоится 4 апреля 2014 года в 18.00 в Государственном институте искусствознания МК РФ по адресу: Москва, Козицкий переулок, 5.
Выставка открыта для посетителей с 05 апреля по 30 апреля 2014 года.
Куратор проекта: Гамзатова Патимат Расуловна