Группа «Сумма» бизнесмена Зиявудина Магомедова намерена заняться строительством тыловых терминалов для различных типов грузов в районе, примыкающем к Махачкалинскому морскому торговому порту (ММТП). В частности, речь идёт о строительстве нового узла учёта нефти, который впоследствии должен быть передан в эксплуатацию структурам АК «Транснефть», партнёра «Суммы» по Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП).
Предполагается, что новый узел учёта, а также мощности по хранению 10 млн тонн нефти и 3 млн тонн нефтепродуктов в год и железнодорожная эстакада будут построены по соседству с портом, поблизости от железной и автомобильной дорог. После завершения инвестором строительства узел планируется передать в эксплуатацию структурам «Транснефти», которая выдаст техническое задание на его сооружение.
Как поясняют в правительстве Дагестана, в настоящее время в рамках реализации проекта создается рабочая группа, в которую войдут представители «Суммы». Руководство дочерней структуры холдинга, компании «Порт Петровск», в декабре прошлого года подписало соглашение с ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» о возможности строительства тыловых терминалов для всех типов грузов. Конкретные цифры не назывались, но источники КАВПОЛИТА в правительстве Дагестана утверждали о кратном увеличение объёмов перевалки за счет наливных и генеральных грузов.
Решение партнеров по Новороссийскому порту реализовать проект в Махачкале связано с рядом политических сюжетов. «Транснефть» владеет магистральным нефтепроводом по перекачке нефти по маршруту Баку-Новороссийск. Недавно его участок Махачкала – Баку был законсервирован в связи с тем, что Азербайджан полностью переориентировал перекачку своей нефти по альтернативному маршруту Баку – Тбилиси – Джейхан.
Это означает, что «Транснефти» нужно искать новые источники заполнения трубопровода, и желающих, как недавно сообщил президент компании Николай Токарев, немало. Например, «Транснефть» провела переговоры с нидерландской компанией Trafigura, предложившей взять на себя консолидацию поставок в Махачкалу нефти из Туркменистана.
В то же время у «Транснефти» не слишком хорошо складываются отношения с ОАО «Дагнефтепродукт» – основным оператором по перевалке нефти в Махачкалинском порту, которому принадлежит крупнейшая в Дагестане нефтебаза ёмкостью 540 тысяч кубических метров единовременного хранения. На эту базу через Махачкалинский порт поступает сырец для последующей закачки в трубопровод.
Согласно данным официальной отчётности «Дагнефтепродукта», в прошлом году он перевалил 4,37 млн тонн нефти и 308,7 тысяч тонн нефтепродуктов при стоимости приёмки, хранения и отгрузки в трубопровод 3,05 доллара за тонну. Таким образом, только на перекачке нефти в трубу «Дагнефтепродукт» мог выручить более 13 млн долларов. Сейчас на территории нефтебазы реализуется проект строительства нефтеперерабатывающего завода мощностью 1,2 млн тонн в год, что сделает «Дагнефтепродукт» еще более весомым игроком в дагестанской нефтянке.
Контроль над «Дагнефтепродуктом» принадлежит бывшему спикеру Народного Собрания Дагестана Магомедсултану Магомедову, близкому к бывшим руководителям республики Магомедали и Магомедсаламу Магомедовым. Однако с «Транснефтью» у этой компании отношения не самые простые – руководство трубопроводной монополии неоднократно выражал недовольство деятельностью «Дагнефтепродукта». Претензии предъявлялись как качеству нефти, поступающей с его нефтебазы (утверждалось, что в ней высокое содержание воды), так и к стабильности поставок.
Наиболее острый эпизод в отношениях «Транснефти» и «Дагнефтепродукта» произошел в прошлом октябре, когда коллектив «Дагнефтепродукта» приостановил работу резервуаров нефтебазы, из-за чего был сорван график прокачки нефти по маршруту Махачкала – Новороссийск. Этот шаг дагестанских нефтяников был подан как забастовка в знак протеста против задержания ФСБ нескольких сотрудников «Дагнефтепродукта» в связи с возбуждением уголовного дела по ст. 226.1 УК РФ (контрабанда стратегических ресурсов).
Поводом для этого стало задержание российскими пограничниками танкера под азербайджанским флагом, который по документам должен был перевозить из Махачкалинского порта мазут, а на самом деле там оказалось 4,5 тысячи тонн нефти, которая не вывозится из Махачкалы морем, а перекачивается по трубопроводу. Уголовное дело тогда было возбуждено в отношении заместителя начальника товарного цеха «Дагнефтепродукта», хотя в дагестанской прессе высказывались предположения, что без санкции сверху рядовой сотрудник нефтебазы вряд ли бы смог организовать столь крупное хищение.
Иными словами, руководство «Транснефти» было готово рассмотреть любое альтернативное предложение по расширению перегрузочных мощностей Махачкалинского порта, и здесь наиболее логичной ставкой изначально выглядела группа «Сумма» – партнер трубопроводной монополии в Новороссийске. К тому же, с назначением главой Дагестана Рамазана Абдулатипова именно холдинг Зиявудина Магомедова стали называть ключевым претендентом на Махачкалинский порт, который сейчас контролирует менеджмент, близкий к Сулейману Керимову.
Вопрос об акционировании и приватизации порта откладывается не первый год, но этот вопрос, как оказалось, можно вполне изящно обойти – построив новую инфраструктуру вне границ порта на земельных участках, принадлежащих структурам «Суммы». И если этот проект будет реализован, то новый перевалочный терминал сможет не только расширить перегрузочные мощности Махачкалы, но и переключить на себя некоторые грузовые потоки, предложив более выгодные условия трейдерам. А в дальнейшей перспективе успешная реализация проекта расширения портовых мощностей Махачкалы может создать весомое конкурентное преимущество «Суммы» и её союзницы «Транснефти» в борьбе за неминуемую приватизацию ММТП.