Время бежит и впереди возможны неожиданные встречи. Даже если не предполагать небольшую вероятность путешествия во времени еще при нашей жизни, есть, наверное, другие возможности таких встреч. И если бы я отвечал на вопрос: "С кем бы ты хотел встретиться больше всего?", то альтернативы бы не было.
Во-первых, я должен знать лучше того, в честь кого меня назвали Муртазали и сориентировали на медицинскую профессию.
Во-вторых, так часто мы пересекались заочно, что очная встреча становится все большей реальностью.
Мой первый же больной после представления объявил мне, в присутствии моих однокурсников, что я ношу имя знаменитого в горах доктора и не мог поверить, что белобрысый детина перед ним - это внук Дохтура Мурсаали.
Следующая встреча обязана холодной липецкой зиме. В заводской общажной библиотеке было тихо и тепло. И только там в 80-х можно было случайно наткнуться на тома Большой советской энциклопедии с фотографией Чохской больницы. Энциклопедия была издана еще в сталинские времена, качество фото и бумаги были великолепные. Можно было даже разглядеть кого-то, стоящего на втором этаже здания. Воображение конечно же рисовало дедушку, бывшего главврачом больницы почти до самой своей смерти в 1949 году.
Мне тоже довелось быть Доктором Муртазали благодаря привычке некоторых англоязычных менеджеров упоминать научную степень перед именем. Так что если встретились бы сегодня Дохтур Мурсаали и Doctor Murtazali, я бы посчитал своим долгом отчитаться перед знаменитым предком и ответить на его вопросы с предельной точностью из-за его известных скрупулезности и требовательности.
Мое представление о деде и его современниках основывается на рассказах очевидцев, которые были еще маленькими и видимо, попали под его могучее обаяние. Наверное поэтому интонации очевидцев передают наших предков на рубеже 19 и 20 веков как великанов, титанов, могучих мудрецов, которые несли на плечах небо строящейся Атлантиды нового общества: самого справедливого, просвещённого и благополучного (добавьте приставку "не" где хотите сами)...
А тогда... Как рассказывал могучий даже в свои поздние годы охранник моего дяди, у "титанов" этого драматического периода были старорежимные привычки и слабости. Например, в доме у дедушки считалось непринятым делить курицу. Каждый гость получал одну. Дедушка Мурсаали не понял бы сегодняшнее положение дел у такого же сельского участкового врача, каким был он. Как бы он отреагировал на мой рассказ о сельских участковых? Наверное, сурово со мной обошелся. Нахмурился бы, расстроился, вспылил на меня по дибировской привычке?
Были ли эти "титаны" идеалистами? На фото 1918 года дед не похож на идеалиста. У него было тогда четверо детей и вечное призвание лечить людей. даже позже находясь в партизанском отряде. Дед вступил в ВКП(б) в 1919 году. Деникин был на взлете внизу на плоскости. Дед с "титанами" наверху в горах. Позже я встретился с потомками известного дворянского рода, чей предок погиб в горах Дагестана. Они помнят это место, войну и знают, что не могли победить тогда...
Папа рассказывал, что дедушкин однокашник по Тбилисской фельдшерской школе Серго Орджоникидзе очень завидовал деду, что тот смог в то фантастическое время закончить Медицинский факультет Московского университета.
Один из вопросов, который я задал бы моему не репрессированному деду был бы о его решении выйти из партии в 30-х годах. Из-за нежелания выгонять вторую жену из дома или были какие-то сомнения из-за известия о смерти друга Серго?
Мне есть о чем спросить своего деда. А что бы он спросил у меня? Вот теперь есть чем заняться в ближайшие годы и что подготовить к нашей с ним встрече.
А Вы бы с кем хотели встретиться?