Памяти Дебирова Парука Муртузалиевича.
Первого профессионального дагестанского ученого-искусствоведа. Автора уникальных монографических трудов "Резьба по камню в Дагестане" (1966), "Архитектурная резьба в Дагестане" (1969), "Резьба по дереву в Дагестане" (1982), "История орнамента Дагестана" (2001 г.), "Ковры Дагестана" (2006 г.), и более 350 научных статей по прикладному искусству и орнаментальной культуре Дагестана.
Давай, беги вперед!
Писать об отце - писать о личном. Воспоминания бегут вместе со мной перед отцом по пути к его любимой сестре.
- Давай, беги вперед!
Я должен был торопиться. Ему нравилось, когда я быстро шел впереди. Я тоже предпочитал скакать впереди, а не плестись сзади. Его привычка держать руки в карманах и наклоняться немного вперед при его обычной быстрой ходьбе не оставляли других шансов. У меня портилось настроение, если я видел сзади его немного горбящуюся спину.
....
В детстве неожиданно выяснилось, что мои депрессивные реакции на папины привычки не разделялись окружающими. Их теплые улыбки отцу в моем отрочестве сменились глубоким уважением и заботой. Как-то, после того как члены весьма известной семьи, где я был в гостях, узнав чей я сын, предоставили мне водителя и отвезли меня, пацана, домой. Потом было еще несколько подобных случаев, среди которых мне наиболее запомнился один. Папин студент помог мне сделать плакаты на студенческую научную конференцию и когда я хотел его отблагодарить отказался и заявил:
- Я это сделал для твоего отца. Тебе лично я бы не помог!
....
Слова отца для других значили больше, чем для меня, рвавшемуся из дома. Когда он мне давал серьезные советы, я принимал противоположные решения. Его реакция была всегда поддерживающей и впечатляющей. Чего стоит только совместный визит в Дербентскую крепость! Мы купались в лучах теплоты и уважения со стороны сотрудников музея.
...
Пошло десять лет с тех пор как его не стало. Однажды утром моя двоюродная сестра позвонила и спросила весьма серьезным голосом:
- Что с его последней книгой?
- 10 лет как сдали в издательство и с тех пор ничего не известно. Нет денег на печать. А в чем дело?
- Он мне приснился и сказал, что хочет сделать подарок - его новую книгу. Узнай что с ней и перезвони.
На следующий день позвонила моя родная сестра и сообщила, что уже после вещего сна кузины нашелся спонсор для публикации нескольких книг, в том числе папиной.
...
Папа, не только жил в своем мире, он создавал мир вокруг себя. Мир, полный летнего солнца, горного воздуха, красоты людей, создающих искусство в камне, дереве, мелких предметах и больших архитектурных творениях - он был первым искусствоведом Дагестана.
...
Своим участием в публикации его книги я платил свои долги перед отцом. Мой долг существенно вырос, когда я потерял оберег, камень-голыш, на котором он лично выгравировал для меня старинный аварский лабиринт. Папа сказал, что он меня будет оберегать от неприятностей. Я потерял оберег за год до развода.
Лабиринт вернулся ко мне на обратной стороне медальона, который мне подарил племянник через много лет после потери.
- Откуда ты взял изображение лабиринта?
- Надо лучше знать работы твоего папы. Из его последней книги взял.
Племянник ничего не знал про потерянный амулет. Я одел медальон и меня от затылка до спины пробило холодом. Металла, конечно.
...
Прошло еще много лет. Как-то сидя в аэропорту, несясь через прокручиваемые изображения в Facebook я увидел молодое лицо моей чохской бабушки. Открутил назад и увидел всю семью: дедушку, бабушку, троих теток и годовалого папу на коленях у няни. Спасибо бабушка!
Мама говорила, что в ночь после папиной смерти она видела во сне как моя бабушка плакала и медленно, поддерживая вела мальчика за собой. Он шел медленно, не оборачивался и мама не видела его лица.
...
Писать об отце - писать о личном. О личном и безвременном. Бежишь и слышишь сзади:
- Давай, беги вперед!
СевКавИнформ
При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА