Укрепить Дагестан на Каспии

21 Марта 2019 в 13:37 Хапугам нет! 3203
Укрепить Дагестан на Каспии
Глава Минкавказа России Сергей Чеботарев во время визита в Дагестан выступил с предложением о строительстве в республике дополнительного морского порта. Он, по заявлению министра, должен специализироваться, в том числе и на железнодорожных грузах.
 
По его словам, новый порт позволит соединить Каспий с Чёрным морем через железную дорогу и через автомобильные трассы. При этом глава ведомства подчеркнул, что данный вопрос имеет большое политическое и геополитическое значение.
 
В настоящее время на территории Дагестан действует Махачкалинский морской торговый порт – единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии. Он способен принимать суда длиной до 150 метров и с осадкой до 4,5 метров.
 
Отметим, что идея строительства новых портовых мощностей на дагестанском участке российского Каспия звучит уже достаточно давно. Так, в августе 2018 года президент России Владимир Путин, выступая на V Каспийском саммите, заявил о том, что до 2025 года в Каспийске будет построен новый глубоководный порт. В октябре 2018 года на фоне прихода в Дербент Хизри Абакарова сенатор Совфеда РФ Сулейман Керимов заявил о том, что на юге Дагестана будет построен морской порт. Данную инициативу также озвучил и поддержал во время визита в Дербент полпред президента РФ в СКФО Александр Матовников. Были и более ранние заявления чиновников, однако дальше разговоров дело не сдвинулось.
 
О перспективах нового порта и векторах развития транспортно-логистической инфраструктуры в Дагестане мы побеседовали с известным экономистом Халилом Халиловым. Предлагаем вашему вниманию фрагмент данного интервью.


Сергей Чеботарев предложил построить в Дагестане дополнительный порт. Какого рода объект имеет в виду министр? Речь идет о самостоятельном порте или же о продлении уже существующего?
 
Главная мысль предложенных Минкавказом инициатив по этому поводу – это интеграция российских портов в Каспийском регионе с главными транспортными узлами и коридорами международной торговли, образующими единый транспортный узел в Каспийском регионе. При этом имеется в виду приоритетное использование российской промышленной продукции. 
 
Поскольку Иран также имеет обширную наземную и морскую транспортную инфраструктуру, развитие торговли с этим государством будет способствовать выходу (продвижению) российских товаров (в том числе промышленной продукции) на рынок Ирана, а также Индии и стран Персидского залива.
 
В целях реализации этих планов принята Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, по которой предполагаются модернизация и перепрофилирование портовых мощностей, строительство 2 новых (грузового и пассажирского) морских портов (терминалов) на территории Республики Дагестан, а также развитие дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам.
 
Одновременно с созданием портовых мощностей представляется целесообразным создание на российских верфях современных судов и объектов морской техники. 
 
Кроме того, планируется реализация мер стимулирования развития Каспийского региона, в том числе создание ряда промышленных кластеров в целях формирования грузопотоков под растущие потребности перспективных потребителей – Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки.
 
Стратегией предусматривается решение регуляторных, тарифных, инвестиционных, операционных и институциональных задач. 
 
К регуляторным задачам относятся повышение конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок через российские каспийские порты путём упрощения административных процедур (в том числе ускорение прохождения таможенных процедур при перевозке грузов, оперативное согласование проектов по модернизации портовой инфраструктуры), создание благоприятных условий для развития внутреннего и международного туризма в этом регионе (в том числе упрощение таможенного режима).
Тарифные задачи – формирование и администрирование единых конкурентоспособных тарифов перевозки через каспийский транспортный узел.
 
Инвестиционные задачи – модернизация существующей и создание новой логистической и транспортной инфраструктуры для развития грузовых и пассажирских перевозок, включая портовую инфраструктуру, а также дальние и ближние автомобильные и железнодорожные подходы к морским портам.
 
Операционные задачи – внедрение системы планирования и управления проектами, раскрывающими экспортный потенциал Каспийского региона, в частности производственными и логистическими кластерами, путём формирования необходимых законодательных и административных условий и институтов.
 
Институциональные задачи – создание стимулов для развития сельского хозяйства и промышленного производства, способных вместе с развитием транспортной инфраструктуры дать синергетический эффект для развития региона, включая формирование институтов развития и поддержки таких проектов.
 
Стратегию планируется реализовать в три этапа: первый этап (до 2020 года) – подготовительный, второй этап (2020–2025 годы) – основной, третий этап (2026–2030 годы) – перспективный.
 
В рамках перспективного этапа реализации Стратегии планируется проработать вопрос развития торговых отношений со всеми прикаспийскими странами с учётом расширения мощностей нового морского глубоководного порта (терминала).
 
Ранее Владимир Путин на полях Каспийского саммита заявил о строительстве глубоководного порта в Каспийске до 2025 года. Параллельно с этим Сулейман Керимов обещал построить порт в Дербенте. Не перекликаются ли данные проекты?
 
В 2019 году должны быть завершены:
 
разработка туристических программ по развитию морского и речного туризма;
 
создание предпосылок для увеличения потребности в строительстве новых современных грузовых, пассажирских, круизных и других судов в целях осуществления перевозок в Каспийском море, а также определение источников и объемов финансирования с привязкой к производственным мощностям судостроительных предприятий Российской Федерации;
 
разработка технической документации для строительства современных судов в целях осуществления перевозок в Каспийском море (с привлечением российских проектных организаций, использованием разработок, выполненных в рамках реализации государственных программ, а также с применением передовых мировых практик);
 
разработка ходатайств (деклараций) о намерениях инвестирования по каждому проекту развития портовой инфраструктуры (строительство 2 новых (грузового и пассажирского) морских портов (терминалов) на территории РД;
 
проектирование пассажирских терминалов в портах гг.Астрахани, Махачкалы и Дербента с приоритетным использованием промышленной продукции, произведенной на территории РФ;
 
И озвученные президентом России планы вполне вписываются в рамки этой Стратегии, также, как и планы участия в нем в качестве инвестора Керимова. Предполагается развитие инструментов финансовой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Каспийском регионе, в том числе реализация проекта, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, по строительству на российских верфях перспективных морских судов в целях осуществления перевозок в Каспийском море; создание (определение) оператора с государственным участием по разработке маршрутов и использованию парка грузовых и пассажирских судов в Каспийском регионе.
 
В случае реализации всех выше озвученных проектов, будут ли он в должной мере востребованы?
 
Они будут востребованы если  будут обеспечено комплексное и полномерное создание специальных режимов ведения хозяйственной деятельности (в первую очередь территорий опережающего развития, свободных портов) для территорий, на которых будут реализовываться эти проекты; формирование и координация агропромышленных кластеров и промышленных (производственных) кластеров, реализация инвестиционных проектов по развитию производства экспортно ориентированной продукции; поддержка научно-исследовательских центров, занимающихся поиском перспективных направлений развития Каспийского региона; создание инструментов поддержки экспортно ориентированной инвестиционной деятельности с использованием механизмов, предусмотренных государственной программой РФ "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. No309 "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие СКФО" на период до 2025года"; развитие инструментов финансовой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Каспийском регионе.
 
Но к большому сожалению, эта работа ведется не очень активно, изначально недостаточны те финансовые ресурсы, которые будут обеспечивать амбициозные цели развития Каспийского региона в рамках Стратегии.
 
Особо хочется выделить в этом плане Республику Дагестан, где очень нужна разработка и принятие отдельной ФЦП «Социально-экономическое развитие РД». Та смехотворная роль, которая отведена Республике Дагестан в рамках ФЦП «Развитие СКФО», явно не отражает интересы ни республики, ни России в целом в рамках развития прикаспийских территории и увеличения международной торговли через порты Каспия.


Как это будет сочетаться с передислокацией Каспийской флотилии в Дагестан? Каков дальнейший вектор развития транспортно-логистической инфраструктуры в Дагестане?
 
Передислокация Каспийской флотилии проводится в рамках бюджета Министерства обороны России, и в стратегическом, геополитическом и военно-тактическом плане это очень правильное решение. Появление новой военно-морской базы в Дагестане не ухудшит формирующуюся новую транспортно-логистическую инфраструктуру, а в некоторой степени даже улучшит демографические показатели развивающегося Махачкалинско-Каспийской агломерации, которая имеет все шансы стать к 2030 году двухмиллионным городом-агломерацией, а в более отдаленной перспективе и современным мегаполисом. Российские города вступают в эпоху жесткой конкуренции между собой. Конкуренция идет не только за инвестиции, но и за информационные потоки, туристов, и самое главное, жителей. Удобное географическое положение или обилие полезных ископаемых уже не гарантируют территории экономический успех. 
 
Новации, компетенции, коммуникации – вот что важно в современном мире. Более активные города быстрее других осваивают инновационные, нестандартные для российской действительности технологии городского развития, обеспечивая себе победу в конкурентной борьбе.
При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук
Самые интересные статьи недели
12.10.2019 в 11:34 Годекан 221
Кадастровые страсти в Дагестане
В результате анализа документации на Оказание услуг по разработке специализированного программного обеспечения деятельности ГБУ РД «Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке» выявлены следующие несоответствия:...
Автор: Маир Пашаев

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Гражданин Узбекистана пытался незаконно перевезти через таможенную границу 13 меховых полушубков
06.02.2019 в 10:24
При прохождении через досмотровый аппарат багажа одного из пассажиров, была выявлена подозрительная однородность содержимого.
Ольга Васильева и Сергей Чеботарев проведут совещание по нацпроекту «Образование» в Ингушетии
06.02.2019 в 10:19
В завершение состоится пресс-подход с участием Ольги Васильевой, Сергея Чеботарева и Юнус-Бека Евкурова.
Авторы и эксперты