В Кабардино-Балкарии начинается судебный процесс над мошенниками, которые похитили из Пенсионного фонда России 45 млн рублей. А в Карачаево-Черкесии уже судят чиновника Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), который вместе с бизнесменами-застройщиками похитил 289 миллионов.
«Однодневки» сожрали миллионы
Заместитель генерального прокурора Иван Сыдорук, возглавляющий управление Генпрокуратуры по СКФО, утвердил обвинительное заключение и направил в суд дело группы мошенников из Кабардино-Балкарии, которые похищали материнский капитал. Рассматривать дело в Зольском районном суде будет сам председатель Ильяс Топалов, что подчеркивает его значимость.
На скамье подсудимых – четыре человека, которым вменяют ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой»), им грозит до десяти лет тюрьмы. Лидером группы был, предположительно, Руслан Лакушев, председатель кредитного потребительского кооператива «Содействие» из Залукокоаже. Также входили в нее трое местных жителей – Мурат Кушхов, Сузанна Ципинова и Мадина Мамбетова.
Кооператив появился в сентябре 2010 года и сразу стал предлагать жителям Зольского района весьма специфичные услуги по «обналичке» материнского капитала. Впрочем, специфичными они бы казались жителям остальной России, а вот в республиках Северного Кавказа тогда подобные конторы процветали. Схема была отлажена: молодые мамы подписывали с «Содействием» фиктивный договор целевого займа, где говорилось, что они берут беспроцентный микрокредит на покупку жилья.
Из-за массового вывода средств Пенсионного фонда через «однодневки» запретили гасить маткапиталом микрокредиты на жилье
Естественно, никаких квартир в природе не существовало, но сотрудники Пенсионного фонда, куда мамочки направляли договоры, проверить это не могли – контрольных полномочий у них нет. Фонд был обязан компенсировать целевой заем, взятый в кредитном кооперативе. Обналиченные деньги делили поровну, матери и мошенникам.
Расследованием дела занималось Главное следственное управление МВД по СКФО. Всего за год работы кооператива «Содействие» с расчетного счета отделения Пенсионного фонда по Кабардино-Балкарии мошенники похитили почти 44,5 млн рублей.
Впрочем, это не самый крупный «улов» в истории республики: прошлым летом Следственное управление по Северной Осетии сообщило об уголовном деле в отношении трех жителей Кабардино-Балкарии, которые обналичивали материнский капитал. Сумма ущерба превысила 300 млн рублей. Правда, фамилии мошенников (в отличие от истории в самой Кабардино-Балкарии) почему-то названы не были. Двойные стандарты?!
Да и кооперативы, через которые они выводили средства, – «ЖилСоцПроект» (Владикавказ), «Кредит доверия» и «Жилсоц проект» (оба – Нальчик) продолжают существовать. В то время как «Содействие» из Залукокоаже было ликвидировано еще в октябре 2013 года как недействующее юридическое лицо.
Проблема вывода средств Пенсионного фонда через кооперативы-«однодневки» приобрела такую остроту, что в начале нынешнего года даже был принят федеральный закон, запрещающий финансировать покупку жилья на микрокредиты, которые погашаются материнским капиталом. Это должно поставить заслон будущим мошенникам.
В чьи карманы утекла донорская кровь?!
Верховный суд Карачаево-Черкесии сейчас в тихом режиме рассматривает уголовное дело, которое некогда приобрело всероссийский резонанс – речь о строительстве станции переливания крови в Черкесске.
Четыре года назад Карачаево-Черкесия была включена в федеральную программу строительства зданий «Служб крови» (в рамках нацпроекта «Здоровье») наряду с еще18 субъектами Федерации. В августе 2011 года было заключено соглашение между Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) и правительством КЧР, согласно которому агентство взяло на себя обязательство по централизованной поставке медицинского оборудования (модуля «Служба крови») с его монтажом, обучением медперсонала и вводом в эксплуатацию.
Правительство республики, в свою очередь, обязалось в течение пяти месяцев с даты подписания соглашения подготовить фундамент для установки медицинского модуля под «Службу крови» с подводкой инженерных коммуникаций.
ФМБА в ходе проведения открытого конкурса определило генподрядчика – московскую компанию «Реввел Строй Групп» (она занималась возведением аналогичных объектов в ряде других регионов России).
С подрядчиком заключили государственный контракт, согласно которому медицинский модуль для размещения «Службы крови» в Черкесске должен был начать функционировать 31 декабря 2011 года. Общая стоимость проекта составляла 289 млн рублей, выделенных из федерального бюджета. Региональные власти Карачаево-Черкесии, согласно контракту, должны были в течение сентября 2011 года предоставить площадку, фундамент и все коммуникации. Причем по контракту 80% перечислялись «Реввел Строй Групп» по факту доставки в Черкесск всего оборудования и металлоконструкций, а оставшиеся 20% – по факту проведения инструктажа персонала и ввода объекта в эксплуатацию.
В сентябре 2011 в Черкесск прибыли заместитель начальника управления капитального строительства ФМБА России Денис Плотников и генеральный директор ООО «Реввел Строй Групп» Радислав Филиппов, был составлен акт обследования площадки под установку медицинского модуля: она не готова, не смонтирован фундамент, отсутствует ограждение, не определены площадки под складирование и место для проживания специалистов, не подготовлены подъездные пути, не подключены инженерно-технические коммуникации.
После этого ФМБА подало иск на 28 млн рублей к ООО «Реввел Строй Групп» по факту нарушения сроков реализации проекта. По ходатайству третьей стороны (Минздрава Карачаево-Черкесии) арбитраж установил новую дату сдачи объекта – 3 апреля 2012 года. После судебного вердикта модуль оперативно подвели под крышу… но в эксплуатацию он не введен и поныне.
…В апреле прошлого года Черкесским городским судом был осужден гендиректор «Реввел Строй Групп» Радислав Филиппов: четыре года колонии общего режима и штраф в размере полмиллиона рублей. За хищение 289 миллионов…
Сейчас на скамье подсудимых в Верховном суде Карачаево-Черкесии еще три человека –владелец «Реввел Строй Групп» Денис Бобков, один из руководителей управления капитального строительства Федерального медико-биологического агентства Денис Плотников и директор республиканской «Службы крови» Ахмед Борлаков.
Бобкову вменяют, помимо мошенничества, редкую статью — 174 УК РФ («Отмывание денежных средств, полученных преступным путем»). Процесс начался еще в июле прошлого года, и к настоящему времени после долгих проволочек удалось лишь завершить допрос свидетелей, на днях по делу назначили экспертизу. Когда будет вердикт, даже предугадать сложно.
Правосудие по-дагестански
Нельзя не вспомнить в нашем обзоре и о Дагестане, где за последние недели на скамье подсудимых побывали двое высокопоставленных чиновников – заместитель главы администрации Гунибского района Заур Магомедов и глава администрации Южно-Сухокумска Валерий Хукиятов.
Бывший глава администрации Южно-Сухокумска Валерий Хукиятов. Фото: chernovik.net
Магомедова обвинили в служебном подлоге: в 2013 году он подписал фирме-подрядчику «М-С и компания» липовый акт приемки 16-этажного дома в селе Гуниб, построенного для расселения аварийного жилья. Сделал он это, как объяснил на суде, чтобы не возвращать в республиканский бюджет неизрасходованный остаток субсидии в размере 16 млн рублей. Ну и, конечно, чтобы его самого не наказали за неисполнительность: как это, мол, провалил строительство социального жилья!
Любопытно, что свидетелем проходил глава районной администрации Пахрудин Магомедов, которого также обвиняют в растрате – правда, по другому делу. Незадолго до Нового года Гунибский районный суд оправдал замглавы, посчитав, что в его действиях не было корыстной заинтересованности, только желание выслужиться. Прокуратура, разумеется, обжаловала оправдательный вердикт в Верховном суде республики, который в конце февраля подтвердил решение предыдущей инстанции.
В Дагестане на скамье подсудимых недавно побывали замглавы Гунибского района и глава Южно-Сухумска
Меньше повезло коллеге Магомедова из Южно-Сухокумска — Валерию Хукиятову, которого Ногайский райсуд в конце прошлого года признал виновным в получении взятки. 200 тысяч рублей и телевизор LG чиновник получил от местного предпринимателя Иманшапиева за выделение без торгов четырех участков под рекламные конструкции.
Адвокаты Хукиятова не пытались доказать, что он невиновен. Упирали на то, что взятка была спровоцирована оперативниками МВД, а распределение земли под рекламные щиты не входило в полномочия самого главы. Значит, и классифицировать его действия нужно не как получение взятки, а «всего лишь» как мошенничество. Как правило, такие дела завершаются условными приговорами.
Ногайский районный суд тоже осудил Хукиятова условно, хоть и на семь лет. Учел, что человек он больной – гепатит и гипертония. Прокуратура, разумеется, обжаловала подозрительно мягкий приговор в Верховном суде республики. Как и дело Заура Магомедова, оно попало к судье Тимуру Гаджимагомедову. Который, естественно, оставил условный приговор бывшему сити-менеджеру в силе.Антон Чаблин
Источник