В РОССИИ СТОИТ ЖДАТЬ НЕ ПРИВАТИЗАЦИИ, А НАЦИОНАЛИЗАЦИИ

17 Января 2016 в 14:13 Автор: Ronin Годекан 1951
В РОССИИ СТОИТ ЖДАТЬ НЕ ПРИВАТИЗАЦИИ, А НАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Возможная отставка главы Росимущества Ольги Дергуновой может ускорить приватизацию государственных активов, сообщает деловая газета «Вгзляд». По данным издания, государство дает понять, что именно распродажа позволит пополнить его худеющий бюджет. Однако эксперты полагают, что многие активы уже сильно потеряли в привлекательности, а в некоторых отраслях стоит ждать, наоборот, национализации.

Согласно распоряжению правительства РФ № 1111-р, в 2014–2016 годах предполагалось приватизировать пакеты акций 436 обществ и 514 унитарных предприятий, а также 94 иных объектов федеральной собственности.

Примеры активов, которые были запланированы к приватизации, но по-прежнему остаются в собственности государства, присутствуют в избытке.  

 

«Сумма» и порт

После того, как в начале 2011 года ключевыми акционерами порта на паритетных началах стали государственная АК «Транснефть» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, правительство и в частности Росимущество неоднократно объявляли о намерениях продать госпакет НМТП (На фото), за который развернулась острая закулисная борьба, порой напоминавшая настоящий корпоративный триллер. Претендентами в разное время называли более чем десять компаний и холдингов, в том числе НК «Роснефть», ОАО «РЖД», группу «Дело» депутата Госдумы Сергея Шишкарева, которой также принадлежат портовые активы в Новороссийске, и другие организации, не говоря уже о самих Транснефти и «Сумме».

Однако госпакет НМТП так и не был приватизирован, в том числе в связи с весьма напряженными отношениями ключевых акционеров группы. Теперь же, в сильно изменившихся экономических условиях (по итогам 2014 года группа НМТП показала чистый убыток в 414,7 млн долларов по МСФО, в первую очередь из-за резкой девальвации рубля), не исключено, этот замысел вообще будет отправлен в долгий ящик.

«Приватизация госпакета НМТП в данный момент никому не нужна, и ни у кого из возможных претендентов на это нет денег, – заявил газете ВЗГЛЯД генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. – К тому же этот пакет не самый ценный – государство может выручить за него максимум несколько сотен миллионов рублей, сумма сравнительно небольшая». Поэтому, полагает Безбородов, приватизацию лучше отложить, причем для начала ключевые акционеры НМТП должны сами решить, будут ли они приобретать его, а остальные претенденты вряд ли будут заинтересованы во вхождении в актив с непростым отношением ключевых акционеров портового холдинга.

Махачкалинский морской порт

Махачкалинский порт: продать или инвестировать?

Не менее показательная история, хорошо демонстрирующая реальные возможности Росимущества, произошла с другим стивидорным активом – крупнейшим на российском побережье Каспия Махачкалинским морским торговым портом (ММТП), имеющим статус федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП). О его приватизации говорили еще с прошлого десятилетия, но первоначально процесс тормозился руководством порта во главе с Абусупьяном Хархаровым (в прошлом году в его отношении были возбуждены уголовные дела), а затем и новым менеджментом, близким к миллиардеру Сулейману Керимову.

Если Хархаров мотивировал преждевременность приватизации порта необходимостью привлечения в его развитие федеральных средств, то нынешнее руководство ММТП говорит, что от Хархарова ему досталось такое «наследство», что о скором акционировании и приватизации не может быть и речи. При этом новый менеджмент также рассчитывал, что государство, как и прежде, продолжит инвестировать в портовую инфраструктуру бюджетные средства. В рамках подобной тактики постоянное затягивание приватизации оказывается со стороны руководства порта весьма рациональным поведением.

«ММТП для начала надо акционировать, а это дело долгое – если этот процесс завершится за два–три года, это будет успех, – говорит Алексей Безбородов. – Сейчас перспективы имеют частные инвестиции в территории, расположенные рядом с портом, но не в сам ММТП в статусе ФГУП. Правда, рассчитывать на то, что порт может получить новую порцию государственных средств, оставаясь ФГУП, тоже не приходится – денег на это нет».

Обратная волна — национализация

Дагестанский экономист Маир Пашаев напоминает, что в республике все без исключения инвестиционные проекты порождаются политическим давлением или политическими интересами, поэтому решение о приватизации порта или инвестициях в него – это в большей степени политика, чем экономика. По мнению Пашаева, сейчас ММТП вряд ли подлежит приватизации, причем скорее по экономическим причинам.

 

Маир Пашаев

 

«Вполне вероятно, что в ближайшие годы в стране пройдет обратная волна – национализации, – говорит дагестанский эксперт, обобщая ситуацию уже в масштабах всей страны. – Частные собственники во многих отраслях экономики не выдерживают высокий уровень госрегулирования, регламенты и ограничения становятся барьерами доходности, капитализации и развития. Проблема разрешительной экономики заключается в том, что частник первым попадает под пресс государственной машины и последним получает ресурсы. Так что федеральные активы в регионах останутся, стратегические тем более».

В качестве примера отрасли, где возможна национализация, Маир Пашаев приводит алкогольную, где государство в последние годы как следует «закрутило гайки». В связи с этим можно вспомнить еще одну нашумевшую дагестанскую историю 2014 года – с приватизацией ГУП «Кизлярский коньячный завод», старейшего российского производителя коньяка. Инициатором приватизации выступил глава республики Рамазан Абдулатипов, однако коллектив завода выступил против и добился перевода актива в федеральную собственность. Кстати, Росимущество в этой истории почти никак не проявило себя – для защиты своих интересов руководство коньячного завода подключило Общероссийский народный фронт. 

Али Гасанов

http://riaderbent.ru/

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
В ходе планового учения более сорока БТР-82А были десантированы с кораблей на побережье в Дагестане
14.09.2018 в 23:35
В тактических учениях приняли участие около 1 тыс. военнослужащих и было задействовано более 150 единиц военной техники
Ракетные корабли Каспийской флотилии выполнили артиллерийские стрельбы
14.09.2018 в 09:49
Выход кораблей в Каспийское море осуществлялся в рамках двустороннего зачетного тактического учения
ЗРК "Бук - М3" встали на дежурство на южном форпосте страны
18.08.2018 в 09:45
По замыслу учения дивизион «Бук-М3» сменил дислокацию и занял позицию для обороны воздушного пространства Каспийского побережья.
Сколько сигар можно безопасно привезти из-за границы?
28.06.2018 в 09:01
Без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить не более...
Самир Мирзоев дал Концерт в Стамбуле
25.06.2018 в 09:38
Программа была посвящена  двум великим композиторам - Кара Караеву и Мураду Кажлаеву.
Минометчики ЮВО осваивают методику скоростной стрельбы в предгорьях Дагестана
18.06.2018 в 11:19
В условиях горно-лесистой местности военнослужащие из минометов «Сани» калибра 120 мм поразят цели имитирующие легкобронированную технику, живую силу,...
Снайперы ЮВО проходят подготовку в Дагестане
07.06.2018 в 05:44
Основной упор в подготовке делается на отработку новых способов действий снайперских подразделений с учетом боевого опыта современных вооруженных конф...
150 лет самому южному маяку России
26.05.2018 в 11:30
Маяк был построен в 1867 году на городской стене 2000-летнего Дербента, тогда вместо ламп на нем были установлены горелки на керосине.
Заявление М.Даудова от лица Парламента Чечни в связи с нападением боевиков на церковь в Грозном
20.05.2018 в 06:38
К большому сожалению, погибло двое полицейских. От имени депутатского корпуса Парламента Чеченской Республики и от себя лично выражаю глубокие соболез...
Два брата не улетели на море с 13 шубами
16.05.2018 в 11:43
На данный момент «подарки» изъяты и направлены на экспертизу для установления стоимости.
В Рамадан компания Utair предлагает пассажирам халяльное меню
15.05.2018 в 12:48
Пассажиры могут заказать халяльное питание при покупке билета на сайте utair.ru или через мобильное приложение авиакомпании.
Форум «Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал»
15.05.2018 в 12:34
19 мая  2018г.  в  рамках форума «Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал»  состоитс...
Авторы и эксперты