28 февраля на сайте Минпромторгинвеста Дагестана были размещены 8 вариантов логотипов для бренда нового Дагестана – проекта, представленного Рамазаном Абдулатиповым еще в 2013 году, один из приоритетных проектов республики, который поможет россиянам по – новому взглянуть на лучшие товары, производимые в республике и улучшить туристическую привлекательность Дагестана.
Представлена и команда специалистов, которая работала над статистическими исследованиями выявления отношения жителей России к дагестанским товарам, перспективам развития туризма в республике.
Как вы оцениваете проделанную работу команды привлеченных Минпромторгинвестом Дагестана специалистов и ее результаты? – с таким вопросом мы обратились к Генеральному директору ОАО «Торговый Дом Дагестан», разработчику концепции бренда «Новый Дагестан» Зейнулле Гурбанову.
Зейнулла Гурбанов: Ситуация в туристической отрасли страны претерпела кардинальные перемены с закрытием Египетского и Турецкого направления. Сейчас наиболее актуальным является развитие внутреннего туризма и огромный потенциал республики может быть задействован в полной мере. В конце 80-х Дагестан был туристической площадкой для всего Советского Союза. Гостиницы и дома отдыха были полностью загружены туристами, а побережье Каспия было разбито на участки по 150-200 метров, прикрепленных к различным предприятиям страны для организации кемпингов. Сейчас с решением основной проблемы – обеспечением безопасности отдыхающих, Дагестан может получить поток туристов в разы превышающий показатели 2010-х годов.
Символом перезагрузки восприятия республики в плане туристической привлекательности должен стать и бренд «Нового Дагестана», который должен в первую очередь олицетворять все позитивные стороны Дагестана, позитивные качества жителей республики: гостеприимство, верность традициям, дружбу народов.
Бренд также должен совмещать в себе и привлекательность экологически чистых дагестанских продуктов сельско-хозяйственного сектора.
Синергия объединения направлений туризма, продукции агропромышленного комплекса и народных ремесел под единым зонтичным брендом позволит сэкономить огромные средства при работе над узнаваемостью бренда, его продвижением, сможет расширить спектр его применения и тем самым создать новое качество республиканской торговой марки.
К сожалению, представленные 8 вариантов решить данную задачу не в состоянии. Ниже подробно остановимся на каждом из них
Поэтому «Торговый Дом Дагестан» летом этого года дополнил эти 8 вариантов своим вариантом логотипа, который в полной мере может решить поставленные задачи.
Наш вариант создавала команда специалистов – практиков, а не теоретиков.
Почему это имеет определяющее значение? Да потому, что нам, практикам, нужно потом под этим брендом выводить товары и услуги на рынок, а не формально отчитаться о проделанной работе. Критерием оценки качества представленного нами бренда будут объемы продаж, а не презентации и исследования, которые неизвестно по какой методологии были определены, как решающие.
А теперь остановимся на каждом из предложенных логотипов в отдельности:
1. Велкам «Даджестан» (Правильное написание на английском DAGHESTAN)
Туризм – да отражает, но отталкивает серьезных людей, которые могли бы приехать на отдых, логотип рассчитан только на молодежную целевую аудиторию, уменьшая круг потенциальных потребителей товаров и услуг республики. Смайлик – избитая тема в программных продуктах и не подходит к представлению целой республики, а два смайлика это уже перебор, т.е. тавтология символов на единицу площади.
2. Логотип - “Кубический Даджестан” – оплот супрематистского воплощения
Этот вариант похож на модернизацию квадрата Малевича, глубоко не понимаемого и нелюбимого широкими массами целевой аудитории, что означает квадрат для Дагестана? Загадка или шарада, (толи это квадрат- флаг, то ли это окно в никуда?) Логотип должен быстро считываться и быть понятен. В общей массе, целевая аудитория не образована и что такое супрематизм или метафизика не знает, следовательно, такие логотипы – опусы будут не поняты и создадут дискредитацию республики.
Деление логотипа – слова Дагестан – это детская игра привлечение молодежной целевой аудитории, это явная ошибка по маркетингу, у республики должна быть разная целевая аудитория, разных возрастов, разного достатка и профессий, это и чиновники, и инвесторы, и туристы, и разные покупатели продукции или услуг республики.
Деление логотипа на фрагменты слова - это (ломание глаз) – своеобразный казус и может раздражать более возрастную целевую аудиторию, а именно она возможно больше принесет в республику средств, так как мечта о туризме, скорее всего, будет отодвинута очень далеко.
3. Логотип – “Мутная полоса счастья”
Полоска с влипшими буквами так же может не восприниматься более старшей целевой аудиторией, будет плохо работать на удалении и плохо читаться, разноцветие логотипа (дающее позитив) будет растворяться среди разноцветных логотипов других стран куда более стильно и лучше сделанных, в полоске прослеживается минимализм граничащий с примитивизмом, что будет скорее не давать положительную реакцию, а дискредитировать имидж республики своей недоработанностью.
4. Логотип – “Райская земля виноделия”
Данный логотип похож больше на логотип винодельной компании, что не подходит для республики, республика занимается не только виноделием, логотип очень многодельный, будет плохо работать на уменьшение. Солнце горы и вода есть у многих логотипов стран - ничего уникального в этом нет, логотип по дизайн-стилистике устаревший и не передает современные тенденции развития республики
5. Логотип – “В гостях у Алладина”
Данный логотип похож на заставку из Диснеевского мультфильма “Мулан”,
имеет явно детскую стилистику, не подходит под серьезные правительственные конференции, не может являться лаконичным символом республики для клеймования
мелких ювелирных изделий, не может вывешиваться совместно с флагом любого города Дагестана на равных как это делают в Швейцарии.
Логотип игривый не деловой рассчитан только на туристов, он может демотивировать инвесторов разных областей бизнесов других направлений, например, ювелирной промышленности, знаменитых изделий из серебра, реализуемых в других странах и т.д. Логотип должен быть универсальный и не отражать только одну сторону развития республики.
6. Логотип – “Орлиная любовь”.
Флаг, орел, любовь, солнце – вроде бы хорошее сочетание, но орел и сердце как аллегория любви в сочетании между собой создают скорей недоумение из-за жесткости орла, и нежности любви, этот контраст скорее всего создаст какафонию восприятия и недопонимание у целевой аудитории. Примитивное использование флага это банальный устаревший ход, вызывающие примитивные ощущения в гиперпростоте своего решения.
Логотип написан примитивными не оригинальными буквами, которые сильно простят написание и вызывает “совковое” ощущение, такое часто происходит при применении шрифтов без засечек, так как сочетание букв на руссом языке желает лучшего.
Слоган (Открой!) - вызывает вопрос - ОТКРОЙ ЧТО? Наверное, необходимо открыть, что-то для себя спиртное, а где великие идеи про многообразие особенностей культуры и других достоинств Дагестана? Без конкретизации понятие «открой» может трактоваться как угодно и это неудачный вариант девиза бренда.
7. Логотип – “Финские домики”
Легкая пародия на спортивную стилистику СОЧИ, зачем повторяться?
Для России – это уже вчерашний день, а для Дагестана зачем нужно поношенное старое Российское, пусть даже и олимпийское. Дагестан славен не только своими борцами, а еще многими другими благами. Тем более, вязано шерстяная стилистика из тех угольников широко распространена скорее в Финляндии, чем в Дагестане, необходимо более тщательно изучать историю орнаментов разных народов. Стилистика также не серьезная, ювелирные украшения брендировать не удастся, продукты питания тоже. Отсутствует комплексное проектирование, логотип создан без привязки к разным рекламным носителям.
8. Логотип – “Добро пожаловать или посторонним вход запрещен”
Явно прослеживается устарелая стилистика, для восприятия туристов логотип будет транслировать отсталость по сервису и обслуживанию из-за стилистики рисунка, нет инновационности, нет динамики. Башня закрывающая горы может ассоциироваться с закрытой зоной, а зеленый цвет гор – зона отдыха только для своих, и ни о каком туризме с открытыми объятиями речи не идет, на страже стоит оборонительное сооружение пускающее туда далеко не всех.
Также сохранена мультипликационная стилистика уничижающая серьезность мероприятия, отрицательно влияющая на поднятие имиджевых характеристик бренда. Зачем менять шило на мыло? Для зарубежной целевой аудитории это будет восприниматься как отсталый район земли где можно очень дешево отдохнуть и поиздеваться над местными жителями, а где же желаемая прибыль? Будет через 100-200 лет?
Нам нужно говорить об улучшениях в республике, большей привлекательности, термин Новый Дагестан больше подходит для этого, чем просто надпись Дагестан и «верность традициям» для целевой аудитории. Также отбрендировать ювелирную продукцию этим логотипом невозможно, для официальных мероприятий логотип также не подходит, для спорта логотип тоже не подходит, он слабо на 3 с минусом подходит для туризма, но его эффективность будет минимальна. Представьте постер с данным логотипом в разных зарубежных странах привлекающих внимание поехать в Дагестан на отдых, вы, увидев такой постер с таким логотипом, поехали бы отдохнуть?
Этот логотип может подойти в лучшем случае на шеврон морским пехотинцам, но не олицетворять символ целой республики.
Представленные логотипы созданы явно слабыми дизайнерами, они запутались в своих вариантах, то предлагая на выбор авангардные решения, то предлагая явно стагнирующие варианты с плохой графикой и стилистикой шрифта. Кажется, что работал какой-то студент - фрилансер. Поэтому никакой продуманности в разнообразии применения логотипа нет.
Маркетинг культурология и дизайн это разные миры, а необразованность команды в рекламе и непонимание рекламных носителей – это в пустую потраченные деньги на продвижение нежизнеспособного бренда.
«Торговый Дом Дагестан» представил свой вариант логотипа бренда «Новый Дагестан», который разработан с учетом всех поставленным задач. Он полностью подходит и для достойного представления республики на официальных и спортивных мероприятиях, его позитивно воспринимают потенциальные покупатели экологически чистых дагестанских продуктов питания, а с изменением цветового решения он работает и на предметах народного творчества. Он выразителен и практичен.
Я считаю, что руководство республики должно принять окончательное решение и определиться с тем, какое лицо должно быть у Нового Дагестана – детской зарисовкой из мультиков, крепостной стеной или символом достоинства, мудрости, чистоты и гостеприимства дагестанцев.