Уважаемый Рамазан Гаджимурадович!
Мы с Вами давно на «ты», много рассуждали, обсуждали о ситуации в Дагестане, мечтали об изменениях в республике, строили версии и варианты, анализировали ошибки предыдущих руководителей и говорили много о чем другом. И письмо мое это не дань моде, не крик «Все пишут, почему я молчу?», а желание высказать свое мнение о некоторых, возможно для вашего уровня даже слишком простых вопросах, волнующих не только меня, но и многих дагестанцев. Но политика складывается именно с простых вопросов.
Вам досталась тяжелая ноша, ноша неподъемная. Руководить дагестанцами и Дагестаном не из легких задач. Дагестанцами, которые исполнение правил дорожного движения считают ниже своего достоинства, именно потому и гибнет сотни дагестанцев в год на дорогах республики.
Нам легче умереть, чем исполнять правила. Дагестанцами, которые могут гордиться тем, что при миллионных доходах могут не платить налоги — у нас уплата налогов, похоже удел слабых, хотя, вместо уплаты налогов им приходится кормить не одного чиновника из налоговой службы, из администрации района. Но платить налог для них бОльший позор, чем носить дань чиновникам.
Управлять дагестанцами, которые кому угодно мозги проедят, пытаясь по фиктивным документам оформить социальные и иные пособия (пенсии, компенсации, субсидии). Был в шоке от информации, что в Дагестане существует даже категория фиктивных сирот! И это всё в дотационной республике. На понятном для всех языке — в республике-попрошайке, живущей за счет других республик. Для уважающего себя дагестанца это должно быть клеймом.
Всевышний нам дал такую природу, такую землю, прекрасное побережье, альпийские луга, идеальные для аграрной деятельности природно-климатические условия, где относительно легко можно вырастить не один урожай за сезон. К тому же и дагестанцы когда то отличались трудолюбием, изобретательностью, тягой к науке, образованию. Похоже, поняв что образование в карьере и в финансовом успехе не обязательный элемент, они некоторое время расслабились, взяли пример с чиновников и стали искать «легкие» пути выживания. «Урвать» где угодно и чем больше, тем лучше - стало порядком и правилом.
Видя активные, даже «бульдозерные» наезды вашего полпреда Алибега Алиева на коммунальные службы столицы, я думал, что здесь уже полный порядок. Вот пишу и вижу, по РГВК «Дагестан», как Алибег продолжает бороться с мусором, на берегу КОР в черте города горы бытового мусора на ветру, только прочищенный канал продолжают сорить так, что впору опять его чистить! Вопросы чистоты города, уюта и удобств в городе это не вопросы Главы республики, даже не вашего полпреда! В нормальных странах это как утром зубы чистить — горожане просыпаются в чистом городе и нет вопросов! Но мы дагестанцы.... Как я уже отметил, вам досталась ЭТА республика, ЭТОТ народ. А на счет мусора и прочих бед городов Дагестана я увидел причину, о которой я укажу ниже.
При въезде в Дагестан с севера город Хасавюрт является лицом Дагестана. Это лицо должно радовать гостей своей красотой, добротой, уютом и чистотой. Вместо этого самый въезд в город мы сталкиваемся узким «горлышком», оставленным торговцами под федеральную дорогу Ростов-Баку, со свисающими на проезжую часть дороги торговыми рядами, шныряющими прямо по проезжей части этой дороги покупателями (тротуары заняты лестницами на вторые этажи торговых точек). Проехать 500-700 метров в самом начале города можно за 40-50 минут! И это под палящими лучами солнца! И это при полном отсутствии действия ПДД в республике! После преодоления данного препятствия я не поленился пройтись по этим торговым точкам, мало того, сделал без всякой надобности покупки. Из трех точек, где я делал покупки — ни при одной покупке мне не дали кассовые чеки. Что это значит для дагестанкой экономики, не мне Вам объяснять.
Я проехал Дылимский поворот. Картина та же на всем протяжении трассы, только одна разница — дорога шире, нет того «горлышка». Опять решил пройтись по торговым точкам. Ни у одной торговой точки нет элементарной урны, чтобы бросить окурок. А когда спросил у одного из торговцев, куда бросить мусор — он посмотрел на меня как на сумасшедшего, молча указал мне на рассыпанную горку мусора на тротуаре. Жара на улице под 40! При такой жаре, Вы как медик, можете себе представить, какая опасность возникновения инфекционных заболеваний в такой грязи. Финансовая деятельность, как и в самом «горлышке» трассы Ростов-Баку, и здесь такая же - не имеют даже представления о том, что каждая продажа должна сопровождаться кассовым чеком.
Приехав в Махачкалу, еще лет 5 тому назад я взял за правило требовать чек на АЗС. За эти годы, в том числе и сегодня, ни в одном АЗС Дагестана не пробивают чек за произведенную заправку автомобиля. Мало того, требование чека со стороны потребителя воспринимают как оскорбление. Так, сегодня 18 августа подъехал к заправке «Башнефть» на Акушинского. Даю 2000 руб, прошу заправить до полного бака. Кстати, цена бензина за литр дороже, чем на всем пути следования из Москвы до Махачкалы. Глядя в окошко кассира вижу мужчину, складывающего просчитанные через счетчик денежные пачки. Мужчина как две капли воды похож на Абдусамада Гамидова!
Думаю, неужели сам премьер решил проверить деятельность АЗС. Не тут-то было! После заправки авто, кассир мне возвращает сдачу. Секунд 10 я молча и глядя ей в глаза продолжаю стоять у окошка. Она в недоумении. «Чек мне пожалуйста!» - говорю ей. Она отходит, начинает копаться где-то и говорит: «Пару минут подождите». Я ей говорю: «Вы вместе со сдачей мне обязаны дать чек, почему мне еще надо ждать?». Тут подключился считавший купюры: «Вы чё, пожар что ли? Торопитесь?». Я ему объясняю правила торговли, прошу не хамить, причем хамить воруя из моих рук деньги совсем нехорошо.
На мои угрозы вызвать налоговую инспекцию тот гордо заявил: «Напугал!!! Зови, как приедут, так и уедут! Умный нашелся!». Да, смелость — одна из характерных черт дагестанцев, я это знаю. При таком подходе к бизнесу, каждая заправочная оборудована молельными комнатами. Но им невдомек, как и покупателям-потребителям, что они, богобоязненные торговцы, торгуют харамным бензином. Вынуждая каждого потребителя совершать грех, покупая «теневой» бензин, уходящий от уплаты налогов. Чек все же я получил.
В Москве за продажу батона хлеба без оформления кассового чека грозит штрафом с четырьмя нулями за первой цифрой. Не только в Москве, закон для всей страны написан. Тут реки бензина текут ежедневно, и все мимо налогов! И это в дотационной республике! Да, я слышал ваше выступление о том, что по собираемости налогов мы вышли чуть ли не на передовые позиции в России. В таком случае вся Россия в катастрофическом положении, ибо такое может быть только в криминализированной стране, где руководству абсолютно без разницы судьба страны и ее жителей. Меня же, как гражданина, волнует не статистика, и не первые-вторые места, а реальная ситуация. Она, как я вижу, плачевная.
Почему я так подробно все это описываю? Вся деятельность Алибека Алиева есть пустое рисование на воде, пока не будет требования к арендаторам и хозяевам торговых точек содержать прилегающую территорию в чистоте и обеспечить прилегающую территорию урнами для мусора. Невыполнение этого требования должно караться многонулевыми штрафами, которые должны уходить на социалку. Вплоть до лишения лицензии на торговлю (если она вообще у них есть!). Городские коммунальные службы не в состоянии выполнять эту работу при такой нагруженности городов торгово-развлекательными точками на квадратный километр.
А коммунальным хозяйствам города надо бы переходить не на несколько контейнеров для мусора с изображением Порошенко, Гитлера и доллара, а на массовое обеспечение контейнерами каждого двора, каждого перекрестка с изображением лиц работников коммунальной службы, несущих свою службу не на должном уровне, мэра города, утопающего в грязи. И эти изображения сохранять до тех пор, пока город не придет в нормальное санитарное состояние.
Вы правильно отметили с самого начала своей работы, что культура есть основа всего. Отсутствие культуры езды приводит к жертвам на дорогах, отсутствие культуры бизнеса, торговли — к упадку экономики республики, процветанию мошенников и обнищанию социально незащищенных слоев населения.
Но, к сожалению, только репрессивные меры приведут нас к культуре, она сама к человеку не приходит, особенно если с детства где-то и что-то упущено. А в любом содеянном проступке человека не суровость наказания определяет результат (хотя, и это имеет значение), а неотвратимость наказания. При всей нагнетаемой ненависти к Западу и США, нам нужно взять американский принцип в налоговой службе: «В США невозможно избежать или обойти две вещи. Это смерть и уплата налогов».
И последнее. В своем обращении я вам писал, что составление списков «ненадежных», или потенциальных террористов» является деструктивным, бесплодным методом борьбы с терроризмом, который не только не принесет результатов, а может иметь обратный результат. В телефонной связи Вы мне сказали, что «реалии таковы, что приходится так поступать». Опять таки выражу свое несогласие.
Я еще до Вашего назначения Послом в Таджикистане говорил Вам, что Вы должны стать лидером Северного Кавказа, где есть президенты-банкиры, президенты-бизнесмены и … скажем так «и прочие», но нет ни одного президента-политика. Сегодня Рамзан Кадыров вытаскивает из тюрем настоящих боевиков 1994-98 годов и ставит их на патрульно-постовую службу МВД, на другую работу, мы же заталкиваем своих ребят без всякого совершенного ими преступления в «черные списки».
Узнайте, сколько дагестанцев сегодня в ИГИЛ воюют в Сирии, Ливии, Ираке. Их больше, чем со всего Северного Кавказа. Вот это и есть результат «профилактической» работы вашего министра ВД, который навязал эти списки каждому начальнику РУВД под угрозой увольнения с работы. Их выдавили из Дагестана Вы (не Рамазан Гаджимурадович, а руководство МВД, власть, а олицетворением власти являетесь Вы), их выдавила атмосфера в республике, созданная силовиками. Часть из них вернется. Рано или поздно вернется, некоторые уже возвращаются. Они принесут мир и процветание Дагестану?
Когда вы еще были заместителем председателя Совета Федерации РФ, перед вашим визитом в мусульманские страны я вас просил встречаться с нашими студентами, иметь с ними контакты, уделять им внимание, отмечал, что безразличие государства к этой категории наших студентов за рубежом чревато опасными последствиями. В МИД РФ в начале 1990-х обращался я с подобной просьбой. Ответных действий как не было, так и нет. Кто еще им уделял внимание, кроме Вас? Кто из российских, дагестанских государственных или политических деятелей с 1990-го года встречался с ними, кроме Вас? Кто виноват в том, что произошло отчуждение той части молодежи Дагестана, которая училась в странах Востока? И сегодня продолжать ту же политику отчуждения? Настолько ли мы богаты, чтобы терять тысячи молодых, здоровых ребят, которые могли бы приносить пользу для республики? Да, не стану спорить, есть и такие, которых следовало бы поместить в резервуацию и денно-нощно вести наблюдение за ними, отпетые зомби, непримиримые ортодоксы. С ними надо бы и работать, их надо бы и лечить.
Цель данного послания — помочь Дагестану и дагестанцам подняться, двинуться к прогрессу и процветанию, соответственно и Вам в Вашей тяжелейшей работе по выведению республики на новый, современный и достойный для Дагестана уровень в экономике, социальной сфере, в культуре. Удачи Вам!
С уважением - Абдурашид.
18 августа 2015 года. Махачкала.