Национальный ответ 1

20 Марта 2015 в 13:29 Автор: Ислам Узалов Годекан 1723
Национальный ответ 1

Две национальные политики

В футболе, как известно, разбираются все.    Пару - тройку дельных советов тренеру любимого клуба, а заодно и сборной страны у нас готов дать каждый.

Последние же годы у нас эту игру с явным преимуществом обставило такое далёкое от неё занятие, как национальная политика.  

Набрал в Google ключевые слова – “национальная политика, Россия”  и поисковик нашёл в интернете более 1,6 миллиона  страничек. (При наборе ключевых “футбол, Россия”  поисковик выдал лишь 578 тысяч.) Посетить все, сами понимаете, невозможно, но хватает и первый  десяток, чтобы убедиться – в них везде хабары о межнациональных отношениях.  То есть, в России понятия национальная политика и политика в области межнациональных отношений по сути своей тождественны.

Прекрасно!

       Заменил Россию на США в запросе о национальной политике и поисковик нашёл всего 773 тысячи страниц. (Для сравнения запрос  “футбол, США” набрал 9,4 миллиона.) Да и в них в основном все разговоры о национальной (в смысле - государственной) политике в области безопасности, образования, здравоохранения, экологии…  и ни слова о политике в области межнациональных отношений. Получается, что такой политики в США не существует вообще!  Американцы, оказывается, озабочены исключительно футболом. 

Как же так?  Двенадцать миллионов одних только нелегальных иммигрантов,  “плавильный котёл”  и пр., и пр. и при этом никаких комитетов, советов и министерств  по делам национальностей, стратегий и программ…? А кто же тогда руководит у них “плавкой”?

Не порядок!

***

        В Конституции РФ слова народ и национальность упоминаются всего лишь один (!) раз, да и то в преамбуле - “Мы, многонациональный народ Российской Федерации…”. Всё.                       Что касается главы первой этого почтенного документа – “Основы конституционного строя”,  то в ней можно отыскать нормы, адресованные к гражданам государства, но только не к народу или народам.

А у главы второй уже само её название говорит за себя – “Права и свободы человека и гражданина” - целых 48 статей! И далее тоже нигде, ни в одной главе, ни одной статьи о народах, нациях и межнациональных отношениях.

- Не порядок?  А может, фундаментальный принцип?


Решение национального вопроса “через назад”.

Получается, что постоянно твердя о некой политике в области межнациональных отношений мы фактически деформируем Конституцию, смещая её главный акцент,  предназначение которого обеспечение прав и свобод человека и гражданина в направлении, который в Конституции даже не упоминается.

Разве то, что на федеральном уровне структуру, занимающуюся межнациональными отношениями (департамент), не знают куда приткнуть (то в минрегион, то в минкульт, а теперь решено создать некое агентство), не свидетельство того, что занятие межнациональными отношениями в рамках каких-то специализированных учреждений есть игра в решение национального вопроса, а не её фактическое решение?

Разве бесконечные разговоры о национальном вопросе не приучают граждан к тому, что он существует и его необходимо решать, отвлекая   их внимание от необходимости полноценного соблюдения государством всех 48 статей второй главы Конституции?

Может, решение национального вопроса заключается в реальном обеспечение прав и свобод каждого из около полутораста миллионов гражданин Российской федерации, а не в пустопорожнем славословии на эту тему? 

Легенды и мифы нашей “Греции”


Дружба народов – удивительное понятие.

Порождённое советской пропагандистской машиной, оно продолжает эксплуатироваться и сейчас.

 К примеру, как-то на радиостанции “Эхо Москвы” прошла передача под названием  “Возможна ли в России дружба народов?”. Вроде как, в других частях планеты такая дружба возможна и даже существует. Хотелось бы у нас тоже выяснить кое-что на этот счёт. Однако, в передаче уважаемый авторитет рассуждал о чём угодно, но о дружбе народов ни слова. А было бы интересно услышать, что он понимает под этой дружбой, поскольку прежде, чем обсуждать проблему, следует определиться с понятиями.

       Дружба одного человека с другим это, вроде бы, ясно. А что определяет, дружат ли между собой народы или нет?

Глава одного государства может и находится в дружественных отношениях со своим коллегой из другого государства, но это ещё ничего не значит. Он может, к примеру, раздружиться или его сменит другой с несколько иными чувствами. Как быть тогда народам?                                                                                                                                   А если у одного народа, дружащего  с другим, имеется некий рядовой человечек, который на дух не переносит тот самый другой народ?

- Один не считается?  - Тогда сколько их должно быть, чтобы считалось? Что делать, если народов в стране десятки? Каким лакмусом определить, дружат они все между собой или нет?

(Вот в телевизоре с утра до вечера твердят, что русские и украинцы братья. А сколько крови пролито? Сколько украинцев особенно с западных областей относятся к русским буквально с лютой ненавистью - “москаляку на гиляку” - в смысле повесить на ветке?)   

- Отчего я такой  дотошный? - Так вопрос-то серьёзный. Речь идёт о гармонизации межнациональных отношений, без чего дружба народов – альфа и омега нашей национальной политики невозможна.

Если так оно и есть, то прежде, чем двигаться в направлении дружбы, разве не следует определиться, что она из себя  представляет?  У нас же возникают неразрешимые проблемы.

Если это не доказательство того, что понятие дружба народов есть популистская химера, то что? 

                                                  ***

 А ещё у нас господствует убеждение, что обострение межнациональных отношений есть следствие недостатков в национальной политике, которые образовались из-за отсутствия органов,  занимающихся ею.

Национальный вопрос в России давно уже превратился в кормушку для специалистов по этой части, которым, видимо, удалось внушить и первым лицам государства жизненную необходимость как национальной политики, так и бюрократических структур, занимающихся ею.

(В России вообще традиционно считается, что для решения любой проблемы необходимо тупо создать соответствующую ей структуру. Высший пилотаж в управлении государством, требующим лишь дополнительной настройки механизма управления, чиновникам не ведом. Они только способны воткнуть в этот механизм ещё одну шестерёнку, которая способна лишь повысить расходы бюджета и внести дополнительную неразбериху.)

Вот и плодятся словно грибы после дождя, на всех уровнях власти бесчисленное множество структур, призванных заниматься межнациональными отношениями.

Ну, учредила Дума Комитет по делам национальностей. И что? Разве он снизил хоть на градус накал напряжённости в этих самых отношениях?

Имеется в Дагестане Миннац, в котором одних только заместителей министра целых пять человек, да и в Народном собрании соответствующий комитет. И что? Чиновники в них фактически сами придумывают себе работу, эффект от которой нулевой.

Все эти структуры заняты бесконечными совещаниями, конференциями, разработкой концепций, изданием рекомендаций, обменом опытом и трёпом типа “ребята, давайте жить дружно” в разных аудиториях.

А слушают трёп позёвывая сам чиновничий люд и согнанные на  слушания пионеры с пенсионерами.            

                                                  ***

   Есть такая научная дисциплина - этническая конфликтология.                                                                                 Как следует уже из названия, она изучает природу конфликтов такого рода и пути нормализации. (Подозреваю, что многие, не зная о её существовании, приписывают по умолчанию, роль этой науки тем самым бюрократическим конторам.) Меры, предлагаемые ею, в зависимости от обстоятельств, всегда адресованы государственным структурам,  специализирующимся на вполне определённых вопросах - правоохранение, социальная защита,  культура, образование, медицина, трудовые отношения, земельные отношения...  Ну и где среди них место Миннаца или комитета по делам национальностей?  В чём должна заключаться их незаменимая роль?

Не правильнее ли просто стимулировать исследования этой самой этнической  конфликтологии, а заодно и этнографии вообще?  То есть, место специалистов по межнациональным отношениям  должно быть в науке, а не бюрократии.  

Правительству же и соответствующим ведомствам действовать с учётом их рекомендаций.

Иначе в одном случае Миннац будет обязан дублировать Минкульт, в другом - Прокуратуру, в третьем – Антимонопольную службу, в четвёртом Минсельхоз и так далее...

***

Чтобы не быть голословным приведу в качестве примера новостную ленту на первой странице сайта Миннаца РД от 19 марта 2015 года. В ней восемь сообщений, из которых лишь одно можно считать имеющим непосредственное отношение к министерству. В информации говорится о поручении Президента Путина относительно создания Федерального агентства по делам национальностей. Остальные 7 сообщений каким-то боком касаются и Миннаца, раз уж он существует, но и его отсутствие тоже никто не заметил бы, поскольку в республике имеются структуры, которые итак обязаны заниматься этими делами - конкурс учителей родных языков это прямая зона ответственности Минобразования, организация же мастер-класса по традиционным костюмам народов центрального округа дело Минкульта и т.д.

- А совет при президенте, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные по национальному признаку разогнать! Так что ли?                                                                           

- Спокойно, ребята.   Для вас имеется безбрежное поле деятельности – язык, культура...     

Кстати, почитайте закон о национальных автономиях. Там имеется кое-что и про бюджетные денежки для этого. Но только, ради бога, самоорганизация и снизу, а не бюрократия и сверху.                                         

(окончание следует)                             

 

Ислам Узалов
При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук
Самые интересные статьи недели
22.04.2019 в 11:36 Экономика 1345
Перспективы развития Махачкалы как агломерации
Команда экспертов представляет пилотный доклад форсайта Махачкалинско-Каспийской агломерации «Перспективы развития Махачкалы как агломерации»
Автор: Маир Пашаев

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Гражданин Узбекистана пытался незаконно перевезти через таможенную границу 13 меховых полушубков
06.02.2019 в 10:24
При прохождении через досмотровый аппарат багажа одного из пассажиров, была выявлена подозрительная однородность содержимого.
Ольга Васильева и Сергей Чеботарев проведут совещание по нацпроекту «Образование» в Ингушетии
06.02.2019 в 10:19
В завершение состоится пресс-подход с участием Ольги Васильевой, Сергея Чеботарева и Юнус-Бека Евкурова.
ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ  КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА  "ПРИЗВАНИЕ"
06.02.2019 в 10:16
ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА "ПРИЗВАНИЕ" состоится 6 февраля 2019 года в 15.00 и в 16.00
Авторы и эксперты