Бабкин рассказал Путину, почему его тракторный завод останется в Канаде, а не переедет в Ростов
Получилось убедительно
На своей страничке в «ЖЖ» Константин Бабкин, председатель совета директоров ассоциации «Росагромаш» (в её состав входит ООО «Комбайновый завод “Ростсельмаш”»), рассказал, почему российским предпринимателям выгодней развивать производство за рубежом.
Свою запись он предварил разъяснением для читателей: «Путин попросил написать записку о том, почему «Ростсельмаш» не переносит производство тракторов из Канады в Россию. Сравнить условия. Думаю, эта информация будет интересна и вам».
Бизнесмен провёл сравнение по десяти пунктам, и оказалось, что лишь по двум их них — стоимости трудовых ресурсов и газа — преимущества будет иметь бизнесмен, ведущий дела в России. По остальным восьми предпочтительнее оказалась Канада.
«В 2012 году средняя зарплата квалифицированного рабочего (например, сварщика или сборщика) в Ростове-на-Дону составила 67-69% от зарплаты аналогичного рабочего в Виннипеге». В то же время в Канаде в 3,5 раза ниже отчисления в пенсионный фонд, в 2 раза ниже сборы за страхование от несчастных случаев, на треть ниже налог на добавленную стоимость (12% против 18% в России), но в 2,8 раза выше подоходный налог», — признаёт Бабкин.
В итоге на рубль выданной на руки зарплаты в России необходимо заплатить налогов и отчислений 81 копейку, а в Канаде – 72 копейки.
По расчётам бизнесмена, затраты на оплату труда на заводе в Канаде составили в 2012 году $38,5 млн. На аналогичном заводе в Ростове-на-Дону они составили бы $28,5 млн. Разница получилась существенной — в 10 млн долларов.
За счёт более низких цен на газ владелец тракторного завода, аналогичного «РСМ» (если производственные мощности будут находиться в РФ), сможет сэкономить ещё $0,657 млн.
Но на этом преимущества заканчиваются.
«Тарифы на поставку электроэнергии в Канаде для крупных промышленных предприятий составляют в среднем 1,7 рубля за кВт ($0,055). В России тариф в 2,2 раза выше — 3,7 рублей. Таким образом, издержки тракторного завода на электроэнергию при переносе в Россию вырастут на $2,118 млн, что значительно превосходит экономию на газоснабжении», — пишет Константин Бабкин.
Такая же ситуация с грузоперевозками. Рост издержек на транспортировку составит $4,183 млн. В целом рост издержек, связанных с использованием услуг транспортных компаний и естественных монополий, по усреднённым расчётам, составит $5,644 млн в год.
Важная составляющая развития бизнеса — стоимость кредитов. В Канаде, как выяснилось, выплаты по займам в 5,1 раза ниже. Для канадского и российского тракторных заводов разница составила бы $14,4 млн (3,5 млн против 17,9 млн).
Любопытно обстоит дело с расходами на охрану предприятия. Для охраны канадского предприятия Константину Бабкину требуется 4 человека, а для охраны российского аналога — 150 (!).
«Издержки на охрану аналогичного завода в Ростовской области составят порядка $1,05 млн, что на $0,898 млн больше текущих затрат по данной статье на канадском предприятии», — констатирует Бабкин.
Излишняя бюрократия, сложность ведения бухгалтерского и налогового учёта в России, громоздкий документооборот, необходимость предоставления большого количества документов различным контролирующим и фискальным органам дают Канаде фору ещё в $1 млн.
Но самая большая статья экономии — налоги. Владелец завода, расположенного в Виннипеге, заплатит налогов на $26,1 млн меньше, чем его коллега в Ростове.
По мнению Бабкина, в России не так ощутима государственная поддержка развития производства.
«К примеру, в 2012 году предприятие в Канаде получило индивидуальные гранты на разработку новых компонентов в размере 100-150 тысяч долларов США на проект. На эти деньги разработали новую раму для трактора, топливный бак, элементы капота из новых материалов. Прибавьте сюда компенсацию инвестиций предприятия на энергосбережение и обучение персонала и многое другое», — отмечает бизнесмен.
Мало произвести — надо ещё и продать. Помощь канадского государства и тут гораздо ощутимей, чем российского. Начинается это с поддержки сельхозпроизводителей.
«По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2011 году объём поддержки сельского хозяйства в Канаде составил $7 млрд, то есть $160 на 1 гектар посевных площадей (в России данный показатель не превышает $40). К примеру, топливо для нужд сельского хозяйства в Канаде не облагается налогами и акцизами – так называемое «розовое топливо», что значительно снижает издержки производителей и позволяет внедрять прогрессивные технологии», — аргументирует Бабкин.
Получив поддержку, канадские фермеры имеют возможность регулярно обновлять парк сельхозтехники.
«Благодаря поддержке государства, в первом полугодии 2013 года рост продаж тракторов в Канаде составил 8%, комбайнов – 21% (в России – падение на 13% и 26%, соответственно), что противоречит всем утверждениям о глобальном кризисе в экономике в целом и сельском хозяйстве в частности», — обращает внимание бизнесмен.
Такая же ситуация в работе на экспорт.
«В Канаде действует госагентство по развитию экспорта EDC. В отличие от российского аналога (ЭКСАР), данное агентство не только страхует экспортные сделки, но и выдаёт связанные кредиты по льготным ставкам зарубежным покупателям. Например, на рынке Казахстана канадский тракторный завод реализует 100% продукции через программы EDC, ставка связанных кредитов составляет 3,8% годовых. Комбайновый завод «Ростсельмаш» на рынке Казахстана реализовал в 2012 году только 3% продукции через ЭКСАР, а ставка по кредиту для покупателей составила 6%», — отмечает Константин Бабкин.
И наконец, к числу факторов, влияющих на развитие бизнеса в сельхозмашиностроении, Бабкин отнёс отсутствие пробок в городах, что позволяет осуществлять поставки материалов и комплектующих на завод по системе JIT (Just in Time) и значительно экономить на содержании складов и оплате персонала.
Кроме того, по словам Бабкина, официальные лица канадского правительства, посольств и различных агентств первым пунктом повестки в международных переговорах ставят экспорт канадской промышленной продукции, что позитивно сказывается на его росте.
В итоге бизнесмен делает неутешительный вывод: перенос производства тракторов из Канады в Россию экономически нецелесообразен, так как ведёт либо к прямым убыткам, либо к росту цены на продукцию.