О Дагестане говорят часто. И говорят часто не самое хорошее. В сознании многих россиян Дагестан – регион, в который опасно приезжать, республика, где на каждом углу подозрительные любители красной обуви, которые могут спрятать гостя в подвал, ограбить его, край, где ежедневно проходят террористические акты, где бородачи убивают полицейских, а полицейские убивают бородачей, а с ними и случайных прохожих. Причин тому несколько. В-первых, активная деятельность журналистов центральных средствах массовой информации, которые соревнуются в поисках «жаренного», восстребованного аудиторией негатива из самого южного региона России. Во-вторых, агрессивное поведение самих дагестанцев, приезжающих в другие регионы страны и пытающихся там установить свои порядки.
Старшее поколение помнит другой, старый Дагестан, теплый мирный край у моря с золотыми песчаными пляжами, с приветливыми и гостеприимными людьми, Дагестан Расула Гамзатова и ансамбля «Лезгинка», республика народных промыслов Унцукуля, Балхара, Табасарана и ювелирного искусства Кубачи и Гоцатля. В последние годы в Дагестане делается всё возможное, чтобы вернуть в республику радость от того, что в нее приезжают гости со всей России, вернуть жителям других регионов России желание приезжать в Дагестан вновь и вновь.
В последние годы Дагестан меняется – и меняется в лучшую сторону. Скоро два года, как в республике не произошло ни одного террористического акта. Бандитское подполье, которое в недавнем времени сильно влияло на жизнь республики, практически уничтожено. Дагестан ежегодно увеличивает объемы производства во всех отраслях народного хозяйства, и шаг за шагом приближается к тому, чтобы стать процветающей республикой, снять с себя клеймо депрессивного, дотационного региона.
Руководство республики взяло курс на «Новый Дагестан» - это своеобразная реинкарнация старого Дагестана – Дагестана прежних времен, но без недостатков и особенностей, характерных для эпохи Советского Союза и строящегося коммунизма. Водоразделом между негативными штампами – «пугалками» либеральных СМИ и реальностью сегодняшнего дня должен стать Бренд «Новый Дагестан» - первый в стране республиканский бренд, под которым Дагестан хочет представить стране все лучшее, позитивное, новое, что заслуживает внимания как в туристической сфере, так и в продукции агропромышленного комплекса и традиционных промыслов.
Одной из важных проблем, о которой много говорят, но решают неторопливо и бессистемно, является логистика – организация хранения и перевозки товаров, как производящихся в Дагестане, так и поступающих извне. Кроме того, надо учитывать, что Дагестан находится на перепутье маршрутов Север-Юг, Запад-Восток, и для того, чтобы его территория могла использоваться для транзита товаров, надо сделать очень многое.
Продукция сельского хозяйства
Много лет в Дагестане расквартированы военные части, в том числе отряды пограничников и моряков. И все эти годы руководство Дагестана предлагает обеспечить военных продуктами местного производства, начиная с овощей и фруктов, заканчивая мясом и хлебобулочными изделиями. Сегодня система в принципе несложная – объявляется тендер, и надо его выиграть, предложив армии условия, более выгодные, чем предлагают другие регионы и коммерческие структуры.
Дагестан может поставлять экологически чистые овощи и фрукты, причем в сезон их может быть невероятно много, как, например, в 2015 году, когда в горах не знали, что делать с невиданным урожаем абрикосов, который не успевали перерабатывать на консервном заводе «Кикуни». А когда сезон закончится – закончатся огурцы и помидоры, ягоды и фрукты, которые производители из других регионов готовы поставлять круглый год. Главная проблема кроется в том, что в Дагестане урожай в конце концов портится и выбрасывается.
Возникает очень важный вопрос – логистика. Одно из определений логистики – «это процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей".
Нужно организовать склады для хранения овощей и фруктов на длительный срок с глубокой заморозкой, с использованием современных технологий, чтобы овощи и фрукты сохраняли свои вкусовые, питательные и полезные качества. Нужно строить и цеха для переработки фруктов и ягод в компоты, соки, нектары, мяса в колбасы и полуфабрикаты.
Та же проблема в рыбоводстве, в разведении скота, производстве шерсти, молока и молочных продуктов. На селекторном заседании рабочей группы по развитию агропромышленного комплекса в Северно-Кавказском федеральном округе при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО министр сельского хозяйства России Александр Ткачев отметил: «Необходимо обеспечить бесперебойное, качественное и конкурентоспособное производство шерсти и развитие скотоводства. Это позволит увеличить производство продукции и создать новые рабочие места. Для продвижения продукции СКФО на внутренний рынок и на экспорт важны прозрачные логистические цепочки. Развитие логистики имеет принципиальное значение и для реализации молочной продукции, поскольку, создавая центры сбора и переработки молока, регион имеет все шансы стать одним из основных лидеров по экспорту молочной продукции».
Программа импортозамещения и приоритетный проект развития Республики Дагестан «Эффективный аграрно-промышленный комплекс» нацелены на рост производства продукции сельского хозяйства как через осуществление инвестиционных проектов и создание новых крупных предприятий агропрома, так и через развитие фермерских хозяйств. Необходимо развитие агрологистики. И крупным предприятиям, и небольшим фермерским хозяйствам будет удобно сдавать свою продукцию на склады, находящиеся в близости от местонахождения сельскохозяйственного производства.
Склады для хранения продуктов и промышленных изделий
ООО «Агрико Северный Кавказ» приобретен земельный участок в Карабудахкентском районе общей площадью 100 га, где осуществляется инвестиционный проект «Строительство комплексного логистического центра», предусматривающий хранение, обработку, фасовку плодоовощной продукции, переработку мяса, возделывание и переработку риса, транспортную логистику.
Мощность существующих в Дагестане хранилищ с холодильным оборудованием составляет около 11 тыс. тонн. В Дагестане отсутствуют современные хранилища овощей, слабо развита система предпродажной подготовки, упаковки и фасовки. Это лишает возможности закладывать на хранение востребованную на рынках страны экологически чистую дагестанскую продукцию. Хранение овощей в неприспособленных овощехранилищах приводит к потере до 35 процентов урожая. В республике реализуется ведомственная целевая программа «Развитие логистических (оптово-распределительных) центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации овощей, фруктов и картофеля в Республике Дагестан на 2013-2015 годы».
Одним логистическим проектом ОАО «Агрико» дело не закончится. Нужно строить склады, ангары и цеха для переработки сельскохозяйственной продукции в тех местах, где имеются большие производственные мощности.
Для ОАО «Каспийский завод листового стекла» приоритетным рынком сбыта является домашний регион – Дагестан, Северный Кавказ, юг России. Но завод интересует все, что находится в радиусе полутора тысяч километров от завода. Транспортная логистика именно в этом направлении остается экономически рентабельной. Это такие страны, как Армения, Грузия, Иран, Азербайджан, Восточная Украина, Западный Казахстан, Туркмения. И естественно, на территории Дагестана необходимо строительство нескольких складов для готовой продукции.
Логистика и таможня
Депутат Государственной думы от Республики Дагестан Мамед Абасов организовал в Южном Дагестане строительство таможенно-логистического терминала «Виадук». Благодаря новой площадке, снизились транспортные потоки в Дербенте. На новой площадке оперативно производится таможенное оформление практически всех автомашин, перевозящих скоропортящуюся сельскохозяйственную продукцию.
Цель таможни – своевременный осмотр и таможенное оформление ввозимых и вывозимых товаров. Необходима большая оперативность в работе таможни. И таможенно-логистический терминал «Виадук» значительно увеличил грузопоток, сэкономил время для многих водителей, пересекающих границу между Азербайджаном и Дагестаном. Идет реконструкция пункта пропуска Тагиркент-Казмаляр, открыт новый пункт Ново-Филя, строится пешеходный переход на посту Яраг-Казмаляр. Строится новый мост через реку Самур. На время строительства старый мост будет сохранен. Без этого просто невозможно сохранить оборот грузового транспорта между Россией, Азербайджаном и Ираном.
Как рассказал советник Председателя Правительства Республики Дагестан Джафар Абуев, «В рамках реализации программы «Север-Юг» завершается строительство железной дороги, которая свяжет Азербайджан с Ираном. Осталось проложить несколько километров пути у иранской границы. Через республику пройдет один из самых удобных маршрутов, связывающих страны Ближнего Востока с Россией и Европой. И грузопоток через Дагестан вырастет, что принесет и рост таможенных платежей».
Куда ведут дороги?
Для организации транспортных потоков с грузами в Дагестан и из Дагестана, необходимы современные освещенные автомобильные дороги. Идет реконструкция трассы «М-29» Краснодар-Баку на территории Дагестана. В будущем предполагается, что она станет четырехполосной, и будет на всем протяжении дороги в целях безопасности дорожного движения иметь ограждение вдоль ее центральной оси. Развязки и мосты у городов Дагестана позволят организовать движение автомобильного транспорта без светофоров и остановок.
С целью улучшить торгово-экономические отношения с Грузией, в планах строительство Аваро-Кахетинской дороги, которая свяжет с соседней страной приграничные районы Дагестана. Это даст и новые рабочие места, и дополнительные доходы от таможенного оформления товаров из Грузии, и возможность поездок дагестанцев в Грузию и наоборот. Нужны удобные современные дороги, связывающие Дагестан и соседние регионы – Ставропольский край и Республику Калмыкия. Это увеличит и пассажиропоток и грузопоток.
Логистика в любом регионе – важная часть его экономики. Отсутствие железнодорожного сообщения с европейской частью России во время чеченских войн сильно подкосило экономику Дагестана. И только строительство участка железной дороги «Кизляр-Казмаляр» в свое время дало возможность ездить и безопасно перевозить грузы в другие регионы страны.
Задач логистики у Дагестана немало, но они решаются. Новые современные инновационные подходы к решению проблем республики – это очередной шаг к созданию и развитию «Нового Дагестана».