Как в Дагестане растет «Сумма»
В серии материалов о крупных предпринимателях дагестанского происхождения, мы продолжаем, говорит об их предприятиях на малой родине. Ранее, четыре статьи были посвящены незримому присутствию в республике Сулеймана Керимова. А сейчас предлагаем четвертую по счету статью из серии о группе «Сумма» Зиявудина Магомедова. В предыдущих статьях речь шла о подрастающих дочках холдинга. Остановились на самой крупной из них, дорожно-строительной компании «Мостоотряд-99». Она лидирует объемами работ по строительству дорог и мостов. Конечно же, не всем это нравится, особенно конкурентам, за которыми могут стоять оппонирующие политические группы. Критики в этом видят стремление монополизировать рынок по строительству и реконструкции дорог. Но конкуренты есть, а тенденция получения тендеров теми или иными компаниями меняется в зависимости от политической обстановки.
К примеру, реконструкцией некоторых участков федеральной трассы «Кавказ» занимается ООО «Нарт», тоже крупная компания с миллиардным оборотом и собственным современным асфальтобетонным заводом, введенным в строй раньше мостоотрядовских заводов, еще в 2011 году. В частности «Нарт» строил развязку на выезде из Махачкалы, у южного поста. Об этом нам сообщил глава города Махачкалы Магомед Сулейманов. Информацию о строящихся участках трассы «Кавказ» подтвердили и в самой компании.
А еще на рынке присутствуют «Мостострой», «Дорсервис», «Энергосервис», и тот же «Дорстройхолдинг», упомянутый нами в прошлом материале, как главный конкурент "Мостоотряда-99".
Что нам дает дорога в Грузию?
Цена строительства Аваро-Кахетинской дороги, проект которой был презентован в прошлом году, многократно превышает стоимость самых крупных и сложных объектов, которые ранее строил в Дагестане «Мостоотряд-99». Для сравнения, реконструкция первой очереди аэродрома обошлась федеральному бюджету в 2,5 млрд. рублей. А Аваро-Кахетинскую дорогу оценивают в 35 миллиардов рублей. И это сумма может вырасти до 45 млрд. Для чего я привожу это сравнение?
Если такую большую сумму потратят на один объект, то что останется на строительство других дорог? Ведь Дагестан по развитости дорожной сети в России занимает одно из последних мест. Здесь самый низкий процент дорог с твердым покрытием. Асфальта нет на дорогах ведущих во многие районные центры. Убедить федеральный цент в необходимости Аваро-Кахетинской дороги будет очень сложно. Как мы писали в прошлом материале, по степени важности на первом месте все же стоит дагестанский участок федеральной трассы «Кавказ», где очень высокая интенсивность движения, и она связывает Россию с Азербайджаном и Ираном. Более трех тысяч большегрузных автомобилей по этой трассе совершают транзитные рейсы из Азербайджана.
Аваро-Кахетинская дорога тоже имеет стратегическое значение, и должна обрести федеральный статус, для отдельного целевого финансирования. Во-первых, дорога напрямую связывает Дагестан с Грузией, во-вторых, она станет альтернативой дороге через Северную Осетию, которую нередко зимой закрывают из-за снегопадов. Но тут нужно просчитать экономический эффект, кому и какие товары Россия будет поставлять по этой дороге, насколько проект выгоден России?
Аграрный мега-проект
Проекты в сфере туризма и в аграрном секторе у "Суммы", тоже достаточно амбициозные. "АгроДагИталия" с объёмом частных инвестиций – более 14 млрд рублей была презентована еще в 2011 году, на дагестанском экономическом форуме. А в 2012 году, в Бабаюртовском районе заложили первый камень строительства в рамках проекта, крупнейшего в стране птицекомплекса по производству 50 тыс. тонн мяса птицы.
Второй этап предполагает возведение мегафермы для содержания коров. На третьем этапе построят растеневодстводческие комплексы.
Планируется создать – 16 тысяч рабочих мест. Проекту еще тогда был присвоен статус приоритетного, что дает ряд преференций. Это и предоставление земельного участка, и подведение коммуникаций за счет бюджета. Он также был включен в план реализации одного из десяти приоритетных проектов, разработанных с приходом Рамазана Абдулатипова. Однако на землях отгонного животноводства предоставленных в аренду для проекта пока ничего не построено. От застройщиков пока не получены план и график строительства объектов в рамках проекта.
Конный спорт и гольф вместо лыжных трасс
Туристический проект «Матлас», был презентован в прошлом году. На двухстах гектарах планируется построить гостиничный комплекс, рассчитанный на 60 номеров, а также семь отдельно стоящих вилл. В отеле предусмотрен медицинский центр, spa-комплекс, бассейны, конгресс-центр и ресторан с видом на долину и водопады. На прилегающей территории построят многофункциональные спортивные центры, поле для гольфа, конно-спортивный комплекс. Общая стоимостью проекта 400 млн долларов. Предполагается, что в дальнейшем номерной фонд может быть расширен до 140 номеров. Архитектурная концепция разработана итальянским бюро Stratex, которое использует экологически чистые материалы.
Гостиничный комплекс собираются строить на том месте, где ранее компания Курорты Северного Кавказа планировала строить горнолыжную базу «Матлас», в рамках создания Северокавказского туристического кластера. Тогда КСК возглавлял Ахмед Билалов, который тоже родом из Хунзахского района, и даже приходится двоюродным братом Зиявудину Магомедову. Билалов был основным лоббистом строительства горно-лыжной базы именно в Матласе Хунзахского района. Как только его сместили со всех постов, обвинив в срыве сроков строительства олимпийских объектов в Сочи, проект «Матлас» осиротел. В итоге от строительства горнолыжной базы, которую раскручивали 4 года, вовсе отказались. Александ Хлопонин признался, что проект был бесперспективным. Само слово «Матлас», как выяснилось, означает «снега нет». Видимо поэтому, «Сумма» решила развивать на «Матласе» летние виды отдыха и спорта, включая конные прогулки и гольф.
Благотворительный фонд содействия развитию культурных, образовательных и социальных проектов Зиявудина Магомедова «Пери» финансирует строительство музейного комплекса в Дербенте, где посреди бараков был найден мемориальный комплекс-колоннада, внутри которой находилась землянка, в которой 3 дня жил Петра I, будучи в Дербенте во время знаменитого Каспийского похода. Фонд тратит на это более 100 млн рублей.
Ранее, одно из самых красивых исторических зданий в Дербенте, дом Ахундова, тоже собиралась реставрировать «Сумма», чтобы открыть там музей трех религий. Но минздрав Дагестана, в чьем ведений находится здание, эксплуатируемое как поликлиника, отказалось отдавать здание для реставрации и открытия музея. В итоге музей открыли в другом здании, а в Доме Ахундова, построенном в стиле греческого классицизма, по прежнему будет поликлиника. Фонд «Пери» собирался выделить на реставрацию порядка 150 млн рублей. Но там сделали ремонт на бюджетные 40 млн рублей, установив пластиковые окна и двери, что ни как не согласуется с историческим обликом здания. Так же фонд осуществляет ремонт музея изобразительных искусств в Махачкале.
Инкубатор инновационных проектов Plug and Play Dagestan с 1 марта 2015 года стал развиваться под брендом «ПЕРИ Инновации», и полностью финансируется из фонда. Ранее Plug and Play Dagestan представлял крупнейший американский бизнес-акселератор Plug and Play.Штаб-квартира компании расположена в штате Калифорния, в Силиконовой долине США. Головная компания со своим дагестанским подразделением, говорят, работала по принципу франчайзинга.
Муса Мусаев
В серии материалов о крупных предпринимателях дагестанского происхождения, мы продолжаем, говорит об их предприятиях на малой родине. Ранее, четыре статьи были посвящены незримому присутствию в республике Сулеймана Керимова. А сейчас предлагаем четвертую по счету статью из серии о группе «Сумма» Зиявудина Магомедова. В предыдущих статьях речь шла о подрастающих дочках холдинга. Остановились на самой крупной из них, дорожно-строительной компании «Мостоотряд-99». Она лидирует объемами работ по строительству дорог и мостов. Конечно же, не всем это нравится, особенно конкурентам, за которыми могут стоять оппонирующие политические группы. Критики в этом видят стремление монополизировать рынок по строительству и реконструкции дорог. Но конкуренты есть, а тенденция получения тендеров теми или иными компаниями меняется в зависимости от политической обстановки.
К примеру, реконструкцией некоторых участков федеральной трассы «Кавказ» занимается ООО «Нарт», тоже крупная компания с миллиардным оборотом и собственным современным асфальтобетонным заводом, введенным в строй раньше мостоотрядовских заводов, еще в 2011 году. В частности «Нарт» строил развязку на выезде из Махачкалы, у южного поста. Об этом нам сообщил глава города Махачкалы Магомед Сулейманов. Информацию о строящихся участках трассы «Кавказ» подтвердили и в самой компании.
А еще на рынке присутствуют «Мостострой», «Дорсервис», «Энергосервис», и тот же «Дорстройхолдинг», упомянутый нами в прошлом материале, как главный конкурент "Мостоотряда-99".
Что нам дает дорога в Грузию?
Цена строительства Аваро-Кахетинской дороги, проект которой был презентован в прошлом году, многократно превышает стоимость самых крупных и сложных объектов, которые ранее строил в Дагестане «Мостоотряд-99». Для сравнения, реконструкция первой очереди аэродрома обошлась федеральному бюджету в 2,5 млрд. рублей. А Аваро-Кахетинскую дорогу оценивают в 35 миллиардов рублей. И это сумма может вырасти до 45 млрд. Для чего я привожу это сравнение?
Если такую большую сумму потратят на один объект, то что останется на строительство других дорог? Ведь Дагестан по развитости дорожной сети в России занимает одно из последних мест. Здесь самый низкий процент дорог с твердым покрытием. Асфальта нет на дорогах ведущих во многие районные центры. Убедить федеральный цент в необходимости Аваро-Кахетинской дороги будет очень сложно. Как мы писали в прошлом материале, по степени важности на первом месте все же стоит дагестанский участок федеральной трассы «Кавказ», где очень высокая интенсивность движения, и она связывает Россию с Азербайджаном и Ираном. Более трех тысяч большегрузных автомобилей по этой трассе совершают транзитные рейсы из Азербайджана.
Аваро-Кахетинская дорога тоже имеет стратегическое значение, и должна обрести федеральный статус, для отдельного целевого финансирования. Во-первых, дорога напрямую связывает Дагестан с Грузией, во-вторых, она станет альтернативой дороге через Северную Осетию, которую нередко зимой закрывают из-за снегопадов. Но тут нужно просчитать экономический эффект, кому и какие товары Россия будет поставлять по этой дороге, насколько проект выгоден России?
Аграрный мега-проект
Проекты в сфере туризма и в аграрном секторе у "Суммы", тоже достаточно амбициозные. "АгроДагИталия" с объёмом частных инвестиций – более 14 млрд рублей была презентована еще в 2011 году, на дагестанском экономическом форуме. А в 2012 году, в Бабаюртовском районе заложили первый камень строительства в рамках проекта, крупнейшего в стране птицекомплекса по производству 50 тыс. тонн мяса птицы.
Второй этап предполагает возведение мегафермы для содержания коров. На третьем этапе построят растеневодстводческие комплексы.
Планируется создать – 16 тысяч рабочих мест. Проекту еще тогда был присвоен статус приоритетного, что дает ряд преференций. Это и предоставление земельного участка, и подведение коммуникаций за счет бюджета. Он также был включен в план реализации одного из десяти приоритетных проектов, разработанных с приходом Рамазана Абдулатипова. Однако на землях отгонного животноводства предоставленных в аренду для проекта пока ничего не построено. От застройщиков пока не получены план и график строительства объектов в рамках проекта.
Конный спорт и гольф вместо лыжных трасс
Туристический проект «Матлас», был презентован в прошлом году. На двухстах гектарах планируется построить гостиничный комплекс, рассчитанный на 60 номеров, а также семь отдельно стоящих вилл. В отеле предусмотрен медицинский центр, spa-комплекс, бассейны, конгресс-центр и ресторан с видом на долину и водопады. На прилегающей территории построят многофункциональные спортивные центры, поле для гольфа, конно-спортивный комплекс. Общая стоимостью проекта 400 млн долларов. Предполагается, что в дальнейшем номерной фонд может быть расширен до 140 номеров. Архитектурная концепция разработана итальянским бюро Stratex, которое использует экологически чистые материалы.
Гостиничный комплекс собираются строить на том месте, где ранее компания Курорты Северного Кавказа планировала строить горнолыжную базу «Матлас», в рамках создания Северокавказского туристического кластера. Тогда КСК возглавлял Ахмед Билалов, который тоже родом из Хунзахского района, и даже приходится двоюродным братом Зиявудину Магомедову. Билалов был основным лоббистом строительства горно-лыжной базы именно в Матласе Хунзахского района. Как только его сместили со всех постов, обвинив в срыве сроков строительства олимпийских объектов в Сочи, проект «Матлас» осиротел. В итоге от строительства горнолыжной базы, которую раскручивали 4 года, вовсе отказались. Александ Хлопонин признался, что проект был бесперспективным. Само слово «Матлас», как выяснилось, означает «снега нет». Видимо поэтому, «Сумма» решила развивать на «Матласе» летние виды отдыха и спорта, включая конные прогулки и гольф.
Благотворительный фонд содействия развитию культурных, образовательных и социальных проектов Зиявудина Магомедова «Пери» финансирует строительство музейного комплекса в Дербенте, где посреди бараков был найден мемориальный комплекс-колоннада, внутри которой находилась землянка, в которой 3 дня жил Петра I, будучи в Дербенте во время знаменитого Каспийского похода. Фонд тратит на это более 100 млн рублей.
Ранее, одно из самых красивых исторических зданий в Дербенте, дом Ахундова, тоже собиралась реставрировать «Сумма», чтобы открыть там музей трех религий. Но минздрав Дагестана, в чьем ведений находится здание, эксплуатируемое как поликлиника, отказалось отдавать здание для реставрации и открытия музея. В итоге музей открыли в другом здании, а в Доме Ахундова, построенном в стиле греческого классицизма, по прежнему будет поликлиника. Фонд «Пери» собирался выделить на реставрацию порядка 150 млн рублей. Но там сделали ремонт на бюджетные 40 млн рублей, установив пластиковые окна и двери, что ни как не согласуется с историческим обликом здания. Так же фонд осуществляет ремонт музея изобразительных искусств в Махачкале.
Инкубатор инновационных проектов Plug and Play Dagestan с 1 марта 2015 года стал развиваться под брендом «ПЕРИ Инновации», и полностью финансируется из фонда. Ранее Plug and Play Dagestan представлял крупнейший американский бизнес-акселератор Plug and Play.Штаб-квартира компании расположена в штате Калифорния, в Силиконовой долине США. Головная компания со своим дагестанским подразделением, говорят, работала по принципу франчайзинга.
Муса Мусаев