Саид Ниналалов (С. Н.): Стратегия - как много в этом слове. Но вряд ли сегодня есть какая-то ясность, что это такое, признаться, я сам часто не совсем понимаю, когда слишком акцентируют внимание на ней и предлагают какие-то заученные постулаты. Является ли стратегия столь необходимой, актуальной для развития экономики категорией?
Маир Пашаев (М. П.): Да, безусловно. Только в методологии и концептуальных подходах к разработке допускаются некоторые ошибки, например, путают стратегию со стратегическим планированием. Доктринальная стратегия определяет поведение и правильное направление движения. Она вырабатывается на основе цивилизационных трендов, внешних и внутренних факторов, потенциала, и самое главное, целей. Это может быть анализ альтернатив, выбор приоритетов и структуры будущей экономики. Стратегия, если это на самом деле стратегия, должна потрясать основы настоящего.
Новая стратегия должна произвести «надлом» на уровне сознания, психологии поведения и организационно-управленческих подходов. Платформой для стратегии должны быть новые идеи: мысль, идея первичны, стратегия и планирование вторичны, новое поведение и правильное направление движения важнее, чем ресурсы и возможности. Нет новых идей – нет стратегии. Всевозможные варианты видений, доктрин, концепций, стратегий регионов, а также механизмы реализации, находятся в открытых источниках. Разница может быть только в целях, поведении, компетенциях, в новых идеях для конкретной экономики в конкретной ситуации, в новых решениях проблем.
Стратегическое планирование – система решений, мер, действий для проектирования и достижения желаемого будущего, формирования модели будущей экономики. На региональном уровне это специализация региона и территориально-производственные кластеры, инвестиционный план, планирование производительных сил, зонирование. На отраслевом уровне это стратегии отраслей, предприятий, продуктовые стратегии, отраслевые кластеры, промышленная политика, аграрная политика, проектирование сферы торговли и т.д. На этом уровне стратегическая задача - найти и обосновать точки эффективного приложения трех динамических сил: инвестиций, новых технологий, маркетинга. Это возможно при реализации промышленной, аграрной политики, инвестиционных проектов, также при создании технопарков и бизнес- инкубаторов. На муниципальном уровне - генеральный план развития территории и долгосрочная программа экономического развития, на уровне бизнеса - создание благоприятной среды, программа поддержки предпринимательства, внедрение стандартов корпоративного управления, создающих новую платформу бизнеса.
С. Н.: Сегодня в Башкортостане действует Форсайт-модель развития. Что это за модель? Возможно ли, ее применение в Дагестане и что она может дать республике?
М. П.: В Башкортостане реализуется научно-технологический Форсайт, в основном касающийся инновационного развития. «Форсайт» - это долгосрочное перспективное видение на основе мировых трендов и опыта, возможностей собственной научно-технической и промышленной базы, с четко очерченными приоритетами и основными направлениями развития. «Приоритетные проекты Президента Дагестана» 2013 года тоже можно считать попыткой форсайтинга, только в виде срочного плана правительства. Другое дело - цели проектов: все эти документы разрабатывались с целью получения и освоения федеральных денег, ну и для PR руководителя республики. Других целей не было. И сами приоритетные проекты исполнены ровно настолько, насколько были поставлены цели.
Сегодня вся проблема развития в первую очередь именно в целях Президента, а не в отсутствии квалифицированных специалистов или проектов, денег. Категория развития так и осталась для руководства республики непонятой, нераскрытой категорией – под развитием понимают получение и освоение федеральных денег, строительство школ, больниц и т.д.
Что касается применения технологии Форсайта в Дагестане. Необходимость в разработке Форсайт-проекта для Дагестана есть. Еще в 2012 году в Ассоциации Предпринимателей «Южный Дагестан» мы разработали общий план Форсайт-проекта для Дагестана, как видение будущей экономики, новой структуры экономики в будущем. За год провели огромный объем работы: собирали материалы по перспективным направлениям, проекты по отраслям, рыночным нишам, был разработан весь комплекс для экономического развития муниципального образования, приступили к разработке проекта виноградного кластера.
На определенном этапе планировали представить проект в правительство республики. Но работа с начала 2013 года работа над проектом была приостановлена. И сегодня я не вижу смысла в продолжении работ, нет соответствующих условий:
- Нет востребованности, нельзя такого рода документами разбрасываться, заготавливать впрок и т.д., ведь скорость изменений такова, что любой проект устареет быстро. Только последний 2014 год привнес колоссальные изменения макро- и микроусловий.
- Нет заказчика и финансирования, это объемная работа и тяжелый труд, затратный проект, потому что предполагает привлечение квалифицированных экспертов и проведение десятков мероприятий. Такого рода проекты не принято разрабатывать в никуда, "в корзину".
- Соответственно, при сегодняшнем подходе, принятом в руководстве республики, нет перспектив его реализации.
С. Н.: В Дагестане достаточно большое количество министерств, ведомств, муниципальных районов, четыре округа внутри республики, многие ведомства дублируют друг друга – республиканские и федеральные, республиканские и снова республиканские. Насколько они функциональны, встроены в экономику, эффективны?
М. П.: В целом, их управляющее воздействие на экономику слабое. Это можно назвать господством структуры над функцией, налицо подмена реальной работы государственных, муниципальных структур ложной активностью чиновников и формальными отчетами на основе деформированной статистики – высшая стадия бюрократизма. Опять-таки, превалируют коррупционные цели. Фактически министерства и муниципальные образования превратились в закрытые бюрократические секты по освоению бюджетных денег, субсидий. Там сложились катастрофические разрывы как в кадровом обеспечении, планировании, так и в эффективности, результативности бюджетных затрат и выполнения планов.
Необходимо понять, что существующие государственный аппарат, организационная структура и кадры не адекватны масштабу стоящих перед республикой задач. Но нельзя не отметить, именно министерства и муниципальные образования, учитывая их административно-управленческие и бюджетные ресурсы, сегодня представляют огромный диверсифицированный ресурс развития республики. В то же время, необходимо создавать государственные и негосударственные институты развития.
С. Н.: Значит ли это, что основным инструментом регионального развития остается республиканский бюджет? Насколько объемы инвестиций в Дагестан сравнимы с объемом бюджета?
М. П.: Республиканский бюджет, безусловно, один из основных инструментов развития. Напрямую или опосредствованно деньги поступают в экономику. Но бюджет всегда был социально ориентированным, а в бюджете 2015 года инвестиционная часть составляет порядка 10%. Да и бюджетные затраты при высоком уровне коррупции не могут быть эффективными.
Объемы прямых инвестиций сопоставимы с инвестиционной частью бюджета. Но там свои проблемы – откаты чиновникам, так называемый «бизнес на стадии инвестиций», когда основной целью инвестора при реализации инвестиционного проекта становится отмывание и присвоение инвестиционных средств. Исключение составляет разве что единственный в Дагестане реализованный крупный инвестиционный проект – Каспийский завод листового стекла.
С. Н.: В благополучные годы все эти инструменты, возможно сработают. Но в ситуации кризиса бюджет, инвестиции резко сокращаются. На федеральном уровне антикризисные мэры приняты. Что в такой ситуации предпринимать на региональном уровне? Нужна ли республике антикризисная программа?
М. П.: Антикризисная программа вроде бы разрабатывается. Но на региональном уровне лежит совсем в другой плоскости. Антикризисные идеи, решения нужно искать по направлениям:
- госмобилизации и экономии средств;
- госзаказа и прямой финансовой поддержки производителей;
- господрядов для малого и среднего бизнеса;
- неинвестиционных решений для экономики;
- потребительского рынка и маркетинга;
- в теневой сфере экономики;
- мотивации предпринимателей, фермеров.
Т.е. нужно искать сферы, рынки, которые, несмотря на кризис, работают, стимулировать их, искать там ликвидность. И что же на них сработает быстро, так сказать, "выстрелит" - что выгодно бизнесу, гражданам? Но такую программу руководство Дагестана вряд ли способно разработать, да и если предложат со стороны, вряд ли реализует.