ПЯТЬ ВОПРОСОВ ОТ САИДА НИНАЛАЛОВА: Халил Халилов

29 Декабря 2014 в 07:30 Автор: Саид Ниналалов Экономика 3950
ПЯТЬ ВОПРОСОВ ОТ САИДА НИНАЛАЛОВА: Халил Халилов
СевКавИнформ и Саид Ниналалов продолжают публикацию мнений наших компетентных собеседников на злободневные вопросы, стоящие перед Дагестаном. Сегодня наш собеседник – известный дагестанский экономист Халил Халилов, специалист по региональной экономике и инвестиционному анализу.

В детстве все читали сказки Льюиса Кэрролла.  Черная Королева в книге «Алиса в Зазеркалье» говорит фразу «Здесь приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте», которая сегодня понятна любому россиянину. «Чтобы не потерять свои деньги, надо работать изо всех сил», - перевод этой фразы на современный язык. События в нашей стране происходят слишком быстро – инфляция съедает все накопления, колебания курса валюты пугают и дезориентируют людей,  заработная плата в реальном выражении уменьшается на глазах.

            Этим объясняется наше внимание к экономике России в целом и Дагестана в частности. Все мы ищем объяснения причин этой ситуации и путей выхода из нее для страны, региона и каждого человека.

Саид Ниналалов (С. Н.): Известное китайское проклятие гласит: «Чтобы ты жил в интересное время». Сегодня ощущение такое, что вернулось начало 90-х годов с гиперинфляцией, скачками курса доллара, безудержным ростом цен. Сейчас принято винить в новом кризисе всех и вся – Президента, Правительство, Центробанк, Обаму, Порошенко. Твое мнение: почему за время, когда цена нефти поднималась, и сверхприбыли за ее продажу давали возможность начать диверсификацию экономики, не удалось добиться создания новых производств высокой добавленной стоимости и  стабильности в экономике? 

Халил Халилов (Х. Х.): Бытует такая поговорка: "До чего довел Путин россиян: в  начале 90-х мы бегали в очередях за спичками и солью, нынче такие же очереди за телевизорами и иномарками..." Население нельзя винить за панику. За 25 лет "эпохи перемен" население лишилось сбережений, перенесло девальвацию, деноминацию, гиперинфляцию и все прочие катаклизмы трансформации переходного периода. Самое страшное – то, что население каждый раз теряет накопленные сбережения, проходя виток обнищания через девальвационные и инфляционные налоги. Эти налоги не прописаны в Налоговом кодексе, но государство "стрижет" свое население через эти опустошительные "вихри", решая задачу поступления средств в бюджет взамен тех налогов, которые должны были идти от производства, от экономики.

Теперь мы все видим и понимаем,  насколько отвратительно выглядит ситуация, когда некомпетентное правительство перекладывает на плечи граждан плачевные результаты своей провальной работы.  Смешно, когда звучат обвинения в нынешнем кризисе в адрес Обамы, США, Евросоюза, и ссылки на плохую ситуацию в  мировой экономике, на внешнюю конъюнктуру. В кризисе 2014 года виновато все руководство государства. Нынешний кризис - это итог абсолютной бездеятельности государства, пренебрежения экономическими властями необходимейшими структурными реформами.

Беспрецедентный поток денег, обрушившийся на нашу страну, мог быть использован для развития образования и науки, модернизации здравоохранения, создания новой промышленности, замещающей импорт и реализующей сохранившийся технологический потенциал, наработанный нашими учеными, на строительство дорог и создание сети современных коммуникаций между регионами в обход перегруженной и перекормленной Москвы. Ничего не было сделано. Огромные средства оказались просто проедены, затрачены на дорогостоящие и амбициозные, но экономически совершенно бессмысленные проекты, на огромное и продолжающее расти число чиновников и правоохранителей …

Всё эти 15 лет мы как будто занимались развитием и поиском национальной идеи, расписав всякого рода стратегии и прочие программные документы, просадив и на эту деятельность немалые ресурсы, создавая разного рода карманные партии типа "Единая Россия" и прочее. А эти деньги  при ином подходе к  управлению могли бы быть использованы для финансирования научных исследований или строительства сельских дорог. А идеей фикс оказалась высокая цена на нефть и полученные по сути из воздуха нефтегазовые доходы. Первоочередными получателями этих выгод оказывалась собственная элита.

И только сегодня Президент России заговорил о том, что нужно заниматься диверсификацией экономики, хотя в арсенале правительства нет никакого плана действий на этот счет. Нужны изменения, переводящие экономику на качественно новый уровень эффективности и производительности труда. Системное обновление технологической базы на основе новейших достижений науки и техники – важнейшее условие успешного выхода из кризиса.

С. Н.: Совсем недавно Президент России выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, и буквально на днях провел ежегодную открытую пресс-конференцию. Какие сигналы для будущего  экономики России ты услышал в этих двух выступлениях Владимира Путина? Что бы ты лично предложил для выхода страны из кризиса?

Х. Х.: Мы все четко слышим из уст Президента страны, что Запад бросил России вызов. И в этой борьбе нынешняя российская власть победить не может. Объективно не может. Она не способна бороться, не хочет и не умеет, поскольку для того, чтобы делать это успешно, нужно отменить собственные политические, социальные, идеологические, экономические принципы. Пропагандистскими декларациями и пиар-акциями не удастся заменить радикальные структурные реформы, а проводить их для правящей элиты означало бы, по сути дела, отменить саму себя, став собственной противоположностью. Этого ни одна власть сделать не сможет, даже если захочет.

Однако отсюда вовсе не следует, будто Россия не может победить. Может и должна. Но, повторюсь, нынешняя власть за 15 лет управления экономикой страны показала, что она - банкрот. Прежде всего, нужно широкое участие граждан в реформации политических институтов,  свободные выборы, независимые суды, средства массовой информации.  Нужна совершенно другая экономическая политика.

Обнадеживает лишь то, что Путин сказал: "При неблагоприятном развитии ситуации потребуются серьезные меры, экономика должна адаптироваться к низким ценам на нефть". Хотя он в качестве   фактора роста экономики России  по-прежнему продолжает видеть увеличение спроса на энергоресурсы по мере роста мировой экономики.  Расчет же на рост мирового потребления энергоресурсов означает сохранение сырьевой зависимости экономики, а не модернизацию, к которой призвал президент. К тому же, на одном импортозамещении вряд ли возможно достижение положительных темпов роста за столь короткий период в условиях недиверсифицированной экономики.

Низкая степень диверсификации остается главным врагом страны, и пока мы не перестанем быть сырьевым придатком, не научимся создавать производства, основанные на знаниях, инновациях, передовых технологиях, вряд ли мы увидим когда-либо такое изобилие денег, какое  было в тучные нулевые годы. Таким образом, выход для России или путь России - это развитие человеческого капитала и развитие производств  высокой степени переработки, с высокой добавленной стоимостью. Иначе нас, как и раньше, будут воспринимать как территорию с дешевыми недрами. Таким образом, повторяюсь, нужно системное обновление технологической базы на основе новейших достижений науки и техники. Это  важнейшее условие успешного выхода из кризиса.

Сегодня из-за высокой ключевой банковской ставки страна плавно переходит в финансовый кризис, который будет отчетливо виден на примере кризиса кредитного рынка, денежного рынка, рынка капиталов. Если через месяц не вернуть цену денег и финансовый "шторм" в "штиль", мы увидим наложение последнего на собственно экономический кризис (спад производства и падение занятости), что крайне затруднит проведение комплекса структурных и институциональных реформ для выхода на траекторию устойчивого роста.

Один мудрец однажды заметил, что если вы не знаете, куда идете, то вас туда может привести любая дорога. Памятуя об этом, нужно постоянно видеть перед собой модель будущего в общем виде и в виде конкретных кратковременных целей, чтобы, предпринимая какие-либо действия, постоянно примеряться - движемся ли мы в необходимом направлении или сбиваемся с курса, опережаем события или отстаем.

У России сегодня появился, может быть, последний шанс, когда она может выбрать новую модель экономического роста, которая предполагает структурную модернизацию, связанную с созданием новых технологических драйверов последнего десятилетия. Возникновение новых отраслей и секторов реального производства определяет место России  в глобальном мире.

 

С. Н.: Что делать рядовому гражданину с его скудными накоплениями? Покупать что придется? От  строительных материалов до ковров и аппаратуры? Доллары, евро? Как выживать тем, кто живет от зарплаты к зарплате, которая фактически за последний год уменьшилась вдвое?

Х. Х.: Реальные зарплаты в России по прогнозу Минэкономразвития России в следующем году снизятся на 3,9%, тогда как предыдущий прогноз предполагал их рост. Реальные располагаемые доходы населения также сократятся почти на 3%. Все это произойдет на фоне высокой инфляции и роста безработицы. Под угрозой закрытия в настоящее время находится большое количество предприятий, использующих импортное сырье и комплектующие. По мнению экспертов, такие экономические условия неизбежно приведут к ухудшению уровня жизни большинства россиян, падению их платежеспособности, сокращению потребительской активности в стране и масштабным неплатежам по банковским кредитам.

В то же время уровень фонда оплаты труда на сегодняшний день в стране находится на историческом максимуме, что провоцирует высокие издержки у производителей отечественных товаров. Собственно, это утверждение и является главным постулатом нынешней экономической доктрины России, в основе которой лежит добыча сырья и торговля им за рубеж. Уровень оплаты труда при таком подходе полностью зависит от мировых цен на энергоресурсы. Высокие технологии и научные открытия, то есть продукты интеллектуального труда, в этой системе функционирования экономики не нужны. Следовательно, спроса на «мозги» в стране нет, а класть асфальт и строить дома могут мигранты, представляющие собой дешевую рабочую силу. Нужно также снизить уровень цен на электроэнергию и ГСМ на внутреннем рынке, крайне необходимо  симметрично падению нефти снижение цен на тарифы государственных монополий (во что мало верится), чтобы в конечном итоге вкупе с девальвацией рубля конкурентные преимущества России были четко выражены.  И только лишь потом, пройдя через все это, можно нарастить производства, инвестировать капиталы в новые и зарабатывать трудовые, не рентные, доходы. Это тяжелый период, трудная дорога, но нам ее нужно пройти.

А запасы сбережений, если они есть, предлагаю сохранить в банках, можно в долларах, можно и в евро, даже в рублях, так как проценты на привлекаемые депозиты стали больше 20. И тратить накопления на самое необходимое, чтобы пережить кризис.

С. Н.: Какие конкретные действия возможны в Дагестане, чтобы в этой ситуации сохранить и развить его экономический потенциал? Как можно  использовать  возможности, которые даст импортозамещение? Ведь импортные товары станут недоступны, и люди будут покупать продукты и товары народного потребления отечественного производства. Какие направления по расширению рынка сбыта товаров дагестанского производства ты видишь?

Х. Х.: В эпоху плановой экономики  развитие народнохозяйственного комплекса Дагестана  было регламентировано в рамках программ многочисленных отраслевых и ведомственных структур.  С распадом этатистской экономики  кардинально изменилась структура экономики, возникшей из недр планового хозяйствования. Многие виды хозяйственной деятельности упразднились, что в условиях несовершенных рыночных отношений и наложения на них абсолютно непродуманных административно-управленческих решений привело к созданию в республике своеобразной по форме и содержанию экономики. За более чем 20 лет постсоветского развития экономика Дагестана утратила маломальские ниши в сфере международного разделения труда, стала слабо интегрированной в мировое экономическое пространство, наряду с этим выросла безработица и дотационность регионального и местных бюджетов. Самым страшным итогом развития республики за этот период стало катастрофическое снижение производительности труда, сильное падение промышленного потенциала, формирование неблагоприятного инвестиционного климата и других негативных явлений системного характера.

На этом фоне возникает вполне закономерный вопрос - способна ли республика смоделировать путь развития, который выведет нас на уровень богатых, самодостаточных регионов, с величиной производимой добавленной стоимости, соразмерной с развитыми государствами Европы. Разрыв между бедными и богатыми на нашей планете сегодня достиг рекордной величины и продолжает расти, свободная торговля так и не привела к сокращению разницы в доходах между Дагестаном и развитыми странами мира.

Никто не сможет сделать из нас богатыми при помощи прямолинейной, наивной доброты. Мир настолько сложен, что надо думать о системных и долгосрочных результатах наших действий.

Среднедушевой денежный доход населения Дагестана хотя и растет (2009 - 13349,1 руб., 2010 - 15802,5 руб., 2011 - 18329,0 руб., 2012 - 20702,8 руб., 2013 - 21735,5 руб. в месяц), но продолжает соответствовать уровню бедности в США или пособию безработного беженца в Евросоюзе.

Давайте попробуем  понять причины нашей бедности. Насколько бедность для нас это нормальное явление, вполне соответствующее картине мира, созданной экономистами. Традиционно существование богатства и бедности объяснялось тем, что разные виды экономической деятельности качественно различаются как источники богатства. Следуя этой логике, давайте определим, насколько различны виды экономической деятельности  в Америке и Дагестане.

 

 

Доли различных секторов в общем объеме ВВП

 

 

          США

           Дагестан

                                      Доля в ВВП

Сельское хозяйство

              2 %                         

             15,5 %

Промышленность    

             23 %                         

              5,6 %

Сфера услуг                         

             75 %

             79,9 %

                 

Из приведенной структуры мы видим, что для богатой Америки характерно наличие весомой доли промышленности и незначительной доли сельского хозяйства в валовом национальном продукте, в тоже время для небогатого Дагестана характерна обратная пропорция - незначительная доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

Европейцы рано заметили, что всеобщее богатство встречается только там, где сельского хозяйства либо нет, либо оно играет небольшую роль. Богатство стало считаться непреднамеренным, побочным продуктом концентрации в больших городах разнообразных отраслей обрабатывающей промышленности.

Если принимать виды экономической деятельности как источники богатства, то получается, что для бедных стран виды ее деятельности приносят убывающую отдачу, а для богатых стран - возрастающую отдачу.

В сельском хозяйстве имеет место ситуация, называемая убывающей отдачей: если вы вкладываете все больше тракторов или трудовых ресурсов в одно и то же картофельное поле, то по достижении определенного момента каждый новый работник или новый трактор будут производить меньше, чем предыдущие. Когда расширяется производство в промышленности, затраты ведут себя противоположным образом – снижаются, а не растут.  Таким образом, экспорт богатых стран развивает их экономику, т. е. увеличивает отдачу, а традиционный экспорт бедных стран, наоборот, влечет вредные для экономики последствия.

Основой  экономической политики Дагестана должно быть убеждение, что развитие обрабатывающей промышленности решает все основные экономические проблемы: создает необходимые рабочие места, прибыль, большие зарплаты, базу для налогообложения и лучшее благоприятные финансовые потоки.

    Веками термин «обрабатывающая промышленность» означал сочетание технологического прогресса и возрастающей отдачи. Культивируя обрабатывающую промышленность, страны поощряли выгодный тип экономической деятельности. Все богатые страны разбогатели одинаковым способом, используя одну и ту же стратегию, – они отказались от сырьевых товаров и убывающей отдачи ради обрабатывающей промышленности и возрастающей отдачи. И этот выбор не происходил само собой, богатые страны стали богатыми благодаря сочетанию государственного вмешательства, протекционизма и стратегических инвестиций, а не благодаря свободной торговле. Именно такая политика была залогом успешного экономического развития, начиная с Италии эпохи Возрождения и заканчивая сегодняшними странами Юго-Восточной Азии.

Что же сегодня Федеральный центр видит оптимальный сценарий в виде Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. через определенные  цели и мероприятия:

- динамичное развитие туристического комплекса;

- значительное сокращение разрывов по производительности в ключевых секторах экономики Северо-Кавказского федерального округа;

- глубокая модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающая значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов качества жизни населения;

- создание новых центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов;

- активная интеграция в российский и мировой рынок;

- существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов;

- опережающее развитие транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа, отвечающей потребностям экономики и населения на качественные транспортные услуги и инфраструктуру;

- стабилизация общественно-политической и межэтнической ситуации.

Как видим, даже в таких стратегических документах четко не обозначен  приоритет в промышленной политике. Сокращение разрыва между промышленностью и сельским хозяйством в практическом плане не достижимо, улучшение образования для дагестанцев будет ключом не к повышению благосостояния, а к увеличению потока иммигрантов внутри страны. Стратегия развития образования может быть успешной только в комплексе с промышленной политикой, при которой образованным людям предоставляются рабочие места, как это произошло в Восточной Азии.

Как мне видится, на современном этапе Дагестана, государству следует четко определиться со своей позицией: Дагестан - периферийная часть всего государства со свойственными ей отраслями, где будут развиваться только агротехнологии, туризм и транспортные коммуникации, или регион, где будет сконцентрированы отрасли, производящие высокую добавленную стоимость, с участием передовых технологий, инноваций и знаний. Вопрос стоит в принципиальном плане: станет ли Дагестан центром развития науки, передовых технологий, производств и соответствующей этому инфраструктуре, станет ли этот стратегический важный регион богатым и развитым? 

В целях создания и обеспечения конкурентных условий деятельности территорий опережающего социально-экономического развития, прежде всего, нужно учитывать международный опыт деятельности наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай, Сингапур. Функционирующие на территории указанных государств особые территории действуют, как правило, на основании отдельного правового акта высшей юридической силы, который содержит существенные изъятия из общих правил регулирования в сфере земельных отношений, предпринимательской, инвестиционной деятельности, налоговых, таможенных режимов и т.д.

Только что подписанное Председателем Правительства России Дмитрием Медведевым  Постановление «О первоочередных мерах по опережающему развитию Республики Дагестан» не содержит:

- перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действуют особые правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренные федеральным законом «О  территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

- минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

- положение о применении или неприменении на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;

- описание местоположения границ территорий опережающего социально экономического развития.

На самом деле,  этим постановлением Правительству РФ,   объявив меры по опережающему развитию Республики Дагестан, нужно было установить особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, который заключается в следующем:

-    установление льготных ставок арендной платы;

-   устанавливаемые законодательством Российской Федерации о налогах и сборах особенности налогообложения резидентов;

-    приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;

- предоставление государственных услуг на территории опережающего социально-экономического развития;

-    применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

-  освобождение резидентов от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога.

Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по опережающему развитию Республики Дагестан» не предусматривает комплексный подход и не обеспечивает лучшие (конкурентоспособные) условия ведения предпринимательской  деятельности, создание конкурентоспособного инвестиционного климата, привлечение прямых инвестиций, рост деловой активности, развитие малого и среднего предпринимательства.

        При этом, текст постановления не содержит прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, а также сведения о государственных программах Российской Федерации, во исполнение которых принимаются решения, которые в постановлении не систематизированы и хаотичны по сферам их реализации.

        Смыслом выхода такого рекомендательного, но не приводящего к снижению существующей налогооблагаемой базы республики  с целью создания конкурентных условий, постановления, является не что иное, как выдача «успокоительной пилюли» для республиканской власти федеральным центром. Пилюля выдана за то, что в ФЦП "Юг России" в 2014 году нет подпрограммы по развитию Республики Дагестан и не ясны перспективы ее включения в следующем году  ввиду абсолютной иррациональности такого решения в свете жесткой ограниченности средств на саму ФЦП и на объекты, входящих в нее.

        Кроме того, прошедшие два года показали, что исполнительная власть республики никаким образом не смогла воспользоваться преференциями, налоговыми льготами, субсидиями, что выделяются на развитие особых экономических зон. Сегодня мы не знаем ни резидентов, ни результатов работы трех технопарков, ни перспектив открытия технико-внедренческих, промышленно-производственных и портовых особых экономических зон. Ввиду провала этой работы, конкурентные условия в республике остаются одними из худших для проектов с высокой добавленной стоимостью, что крайне отрицательно скажется на «опережающем» развитии республики.

У Дагестана огромный потенциал как у региона с растущим населением (может получиться так, что в наступающем 2015 году на свете родится трехмиллионный дагестанец), и в нем накапливаются доходы населения общим  размером более половины триллиона рублей. Если учесть, что мы граничим с пятью государствами, в новых условиях это приобретает важное значение. Но Дагестану за последние пару десяток лет абсолютно не везет с руководителями, мы потеряли промышленность, ушли в небытие огромные заводы. Кроме листового стекла, производство которого появилось благодаря С. Керимову, в Дагестане нет ни одной позиции, которая вывозится на экспорт. Тратя каждый год по 2-3 млрд. долларов бюджетных денег, наше правительство не создало ни одного конкурентного изделия не то что на арене международного разделения труда, но и на внутреннем рынке. Заявления руководителей республики остаются пустым сотрясением воздуха. В череде многомиллиардных трат на помпезные мероприятия (пир во время чумы) остались непрофинансированными программы по модернизации и инновационному развитию. Команда Главы своими "приоритетными проектами" внесла абсолютную путаницу и полную дезориентацию в развитие экономики. Сегодня нет ни работающей стратегии, ни принятого ФЦП по республике в рамках ФЦП Северного Кавказа, ни методологической основы к подходам к выводу экономики республики из глубокой ямы, в которой она находится. В такой ситуации выход только в замене этой неэффективной, бюрократической команды на людей с новым мышлением и пониманием происходящих процессов. Иначе дорога в бедность нам обеспечена.

С. Н.: Есть ли способы поддержки производителей, в том числе фермеров? Планируется ли создание фермерских партнерств для реализации их  продукции, центров юридической  и налоговой поддержки малого бизнеса?  Какие варианты льготного банковского кредитования сейчас доступны? Президент говорил о льготном кредитовании фермеров и малого бизнеса – как обстоят дела у нас на этом направлении?

Х. Х.: Способы поддержки фермеров, производителей есть и они известны. Они разные и имеют разные источники. Ежегодно республика получает достаточно много средств из федерального бюджета по линии Министерства сельского хозяйства на субсидирование процентной ставки по кредитам банков, на субсидирование разного рода капитальных затрат, продуктовое субсидирование (на молоко и пр.), племенное развитие животноводства. Республика также выделяет на это деньги из своего бюджета. Но доходят ли эти деньги до каждого из тех, кому они предназначены? И в каком объеме они доходят?

Налоги на сельхозпроизводителей и малый бизнес не так высоки, чтобы им в этом плане государство давало преференции.  Засилье дешевого импорта довело рентабельность отрасли до минимального уровня в 5-10%. С такой рентабельностью невозможно расплачиваться с кредитами, развивать производство, модернизировать его. Добавьте сюда же высокие риски в связи с резкими климатическими колебаниями. Нужны огромные инвестиции в отрасль, желательно иностранные, низкопроцентные. В республике пока нет примеров, где смогли достичь такой же, как на Западе, высокой технологичности, урожайности, продуктивности, производительности труда и соответственно рентабельности труда агрария. Опять-таки, если мы не внесем в сельское хозяйство развитого человеческого капитала и накопленных знаний, технологий, а будем, как говорит Глава республики Рамазан Абдулатипов, чечевицу в огороде выращивать, думаю, итог такого развития всем очевиден.

Одним из наиболее действенных механизмов повышения удельного веса сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене реализации продовольствия и повышения таким образом их доходности является развитие сельской кооперации. Это доказано как российским, так и зарубежным опытом. Например, было бы целесообразным  четко отработать механизм развития кооперационных  процессов, которым предусматривается создание инфраструктуры для фермерских хозяйств и личных подворьев, переработке, реализации и доступу на местные рынки их продукции.

Успешное развитие фермерских хозяйств возможно при развитии системной кооперации и интеграции. Чтобы выстроить схему сбыта, а более 70% хозяйств заявляют, что это проблема №1, необходимы фермерские кооперативы. И мы можем говорить, что для России кооперация – не новая тема, она развивается с 1997 года. Проблема в неразвитой схеме сбыта продукции, увеличении издержек производства, а также в отсутствии серьезной государственной поддержки.

 К сожалению, мы еще пока не доросли до такой системной кооперации усилий фермеров, но подобные цели и задачи уже стоят. Есть, например, система кредитной кооперации. По данным национальных докладов, кредитная кооперация стоит на третьем месте по кредитованию сельхозпроизводителей после Россельхозбанка и Сбербанка. У нас в республике практически нет ни одного кредитного кооператива.

Кооперация в Дагестане будет развиваться, другое дело – какими темпами. Если государство на данный момент окажет серьезную поддержку, то темпы роста будут высокими. Все предпосылки для этого есть. Если нет – то все будет идти как прежде, с колебаниями: рост, падение.


При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: +1
1
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Самолет "АЛЬФА-КМ" совершил первый полет в горы Дагестана
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
Дагестан встречает Олимпийцев
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Авторы и эксперты