1. Твое видение причин текущего кризиса в экономике России, оценка происходящего, и что нас ждет в 2015 году. Какие решения, на твой взгляд, возможны, что необходимо предпринять, чтобы отвести экономику страны от края пропасти?
2015 год, безусловно, будет трудным. И связано это, прежде всего с оттоком капитала, снижением инвестиций, возможным корпоративным дефолтом, банкротствами предприятий и сокращением рабочих мест, сжатием спроса. Но не думаю, что нас ожидает глубокий затяжной кризис: фактически за короткий период достигнуто «дно» и, как видим, ситуация стабилизируется. Дело в том, что классические двенадцатилетние экономические циклы сокращаются, а сокращаются они именно за счет коротких периодов рецессии и восстановления. В свою очередь, периоды роста не так ярко выражены и не так продолжительны, как раньше. Т.е. кризисные ситуации становятся более частыми, и как бы обыденными для экономики. Только кризисы 1998, 2008, 2014 годов разные по причинам, природе, характеру. Готовиться к кризисам заранее и быть готовым всегда невозможно. "Черных лебедей" никто не отменял. Сейчас много заклинаний, призывов, советов и рецептов, что предпринимать, и что поможет. Они все бесполезны. Дважды в одну реку не войдешь: каждый раз мы имеем дело с новой экономической реальностью.
Задача правительства после стабилизации рубля – не допустить рецессии. Максимально нивелировать влияние субъективных факторов, паники, ажиотажного спроса на потребительском рынке и т.д. Правительству надо научиться работать в условиях неопределенности, а бизнесу выбирать стратегии, в том числе и не инвестиционные, находить маркетинговые решения, научиться вести «бизнес без инвестиций». Не искать заговоры, врагов, а налаживать у себя дома хозяйство, диверсифицировать экономику, снижать риски. Шаг за шагом выстраивать архитектуру новой экономики.
Думаю, пока все происходящее в экономике страны под контролем президента, правительства и это на пользу государства и национальной экономики. Высокие резервы, низкий уровень госдолга, положительное торговое сальдо и профицит бюджета позволяют вести уверенную политику макроэкономической стабилизации. За что все критиковали правительство? За высокие нефтегазовые доходы и зависимость бюджета от них, за огромные валютные резервы Центробанка. Теперь критикуют за то, что правительство снижает валютные резервы, продавая на рынке, и готово работать в условиях низких нефтяных цен. Критиковали за засилье импортных товаров, но теперь конкурентоспособность отечественных товаров и на внутреннем рынке, и на внешних рынках существенно повышается, а экспортеры получат больше доходов. Критиковали за хождение доллара и евро на внутреннем рынке, но, как видим, правительство вытесняет их с рынка, оставляя за ними роль инструментов накопления. А рубли поступают туда, где они и должны быть, в экономику, обслуживая ее. Соответственно, снижается долларовая зависимость национальной экономики, в данной ситуации очень актуально. Это что касается положительных последствий.
Как не допустить дальнейшего развития кризиса? Можно даже постараться получить максимальные выгоды. Продолжая регулятивные мероприятия, правительству необходимо финансово поддержать банки, реальный сектор экономики в сегментах самообеспечения, импортозамещения. Поддержать импортеров высокотехнологичного промышленного оборудования. Увеличить предложение денег в реальном секторе отечественной экономики, в сфере производства, сельского хозяйства, фермерства – ведь предприятия сейчас получат заказы, загруженность производственных мощностей возрастет. А обслуживание оборота требует дополнительных денежных средств, оценочно дополнительно 4-5 трлн. рублей. Поддержать отечественные корпорации, у которых высокая кредитная задолженность перед иностранными кредиторами. Поддержать граждан, компенсируя им потери доходов, поддерживая тем самым платежеспособность спроса.
Другие шаги, скорее уже политические – вопросы снижения коррупции, прозрачности экономики, защиты частной собственности, расширения экономических свобод в стране, создания более благоприятных условий для бизнеса и предоставления инвесторам более широких возможностей – они были и остаются на повестке дня. И субъектам федерации предоставить большую экономическую, финансовую самостоятельность, уменьшить их бюджетную зависимость от центра. В таком случае кризисные процессы на макроуровне не будут для регионов столь болезненными, как сегодня.
2. Интересен твой анализ пресс-конференции президента России. Какие сигналы для промышленников, предпринимателей, бизнесменов ты услышал, что изменится для бизнеса в следующем году?
Другой важный сигнал – президент считает действия федеральных органов власти правильными, тем самым берет ответственность на себя, а приоритеты отдает макроэкономической устойчивости и диверсификации национальной экономики. Требует диалога правительства с бизнесом, совместных осмысленных действий, как мне показалось, вопросы к правительству у него остались. В частности, было сказано о персональной ответственности каждого.
3. Экономика Дагестана: твой взгляд на ситуацию в ней сегодня. Какие точки являются проблемными, болевыми, какие показатели достигнуты? Чем вызвано падение объемов производства в 2014 году практически на всех крупных предприятиях Дагестана?
По итогам 2013 года Дагестан по уровню экономического развития на 77 месте, по эффективности экономики – на 80-м, по бюджетной сфере на последнем месте в РФ. В рейтинге устойчивости российских регионов Дагестан занимает 82 место среди 83 регионов, в рейтинге регионов по благосостоянию российских семей по итогам 2013 года Дагестан занимает последнее место в стране Реальные доходы населения снизились на 1%. Не лучше тенденции в 2014 году: индекс социально-экономического положения регионов – Дагестан на 81 месте, сводный индекс «Реальный сектор экономики» – положение хуже общероссийского, объём отгруженной продукции на душу населения – 80 место, сводный индекс «Доходы и занятость населения» – 82 место, сводный индекс «Бюджетная система» – 80 место.
Муниципальные образования Дагестана превратились в полузакрытые секты. Все по-прежнему ждут дотаций, госинвестиций, в то же время главами практикуется монополия на инвестиции. В настоящее время во всех муниципальных образованиях сложились катастрофические разрывы в административно-управленческой, социально-экономической и хозяйственной деятельности, в стратегическом планировании, муниципальной экономической политике, экономическом развитии, в информационной активности, социализации, в плане вовлеченности населения и предпринимателей в процессы, маркетинге территории, внешним связям. Кроме того, практически нет квалифицированных кадров, подходов к развитию и инструментов их реализации, кроме бюджетных затрат. Доходная база муниципальных образований под серьезной угрозой, в то же время сокращается финансирование из бюджета РД, многие РПЦ и ФЦП будут сокращены или вовсе свернуты. Затратно-откатная модель работы муниципальных образований уже в 2015 году закончится грандиозным провалом и банкротством большинства из них.
Что касается отраслей, нет системной аграрной и промышленной политики, поддержки производителей, прозрачной инвестиционной политики. Экономика получает авторитарные решения, фактически дискуссия и экспертная работа заморожены, центы стратегии и решений под диктатом одного человека. Выбраны бюрократическая модель консервации экономики и тактика выжатого лимона. Я всегда заявлял, что Дагестан субъект федерации высокого порядка и, соответственно, нуждается в стратегировании, планировании, проектировании более высокого порядка. Пока они не разработаны.
4. В то же время в СМИ масса публикаций на тему экономики, много говорят об уникальных отличиях, высоком потенциале Дагестана и т.д. Разрабатывались стратегии развития экономики Дагестана – 2020, 2025, теперь приняты и президентские приоритетные проекты. Есть Стратегия-2025 СКФО, недавно создано и федеральное министерство по делам Северного Кавказа. Но мы не видим реализации и ощутимых в сфере экономики результатов. Почему? Какие подходы, приоритеты нужны сегодня, и какой горизонт стратегия может иметь? Возможна ли прорывная стратегия для Дагестана?
Что касается прорывной стратегии для Дагестана, она возможна, необходима. С горизонтом 15-20 лет. Мировые тенденции таковы, что растет конкуренция между странами, а внутри стран – между регионами, муниципалитетами. На рынке всего две позиции: №1 и позиция №2, т.е. или вы лидер и преуспеваете, или вы аутсайдер и влачите жалкое существование. Дагестан вполне может стать лидером, по крайней мере, среди регионов юга России.
Впрочем, сегодня актуальна и антикризисная программа. В конце 2008 года, в самый разгар мирового экономического кризиса, предложил руководству республики временно отложить Стратегию-2020 и принять срочную антикризисную программу на 2009 год. Несколько месяцев отпирались, заявляя, что в Дагестане кризиса нет. После все-таки запросили предложения, я их сформулировал порядка 15-20, с пояснением, что нужно оставить не более 10, объединив в два блока направлений. Важно было сконцентрировать усилия, затраты. Каково же было мое удивление, когда буквально через неделю правительство РД утвердило антикризисную программу из 7(!) блоков, в них порядка 50 пунктов. Естественно, все было настолько размыто, что ничего не реализовали.
5. Твои известные июльские «10 вопросов Абдулатипову», опубликованные на портале "СевКавИнформ", за которые тебя уволили с работы – получил ли ты прямо или косвенно ответы на них? А в начале сентября в еженедельнике «Черновик» был опубликован твой развернутый Аналитический доклад о состоянии экономики Дагестана, с предложения по развитию республиканской экономики и переходу к новой модели экономики. Была ли какая-нибудь реакция на него, что-нибудь из твоих предложений было принято?
СевКавИнформ