Дагдизель: второе дыхание

17 Ноября 2014 в 18:33 Автор: Саид Ниналалов Экономика 6560
Дагдизель: второе дыхание


Крупнейшим заводом Дагестана является «Дагдизель», который стал градообразующим предприятием для города Каспийска. Об этом заводе и о том, что там производилось, во времена советской власти принято было говорить шепотом. Оборонный завод выпускал дизели, торпеды, ракеты типа вода-вода и легендарные экранопланы – небольшие самолеты высокой грузоподъемностью, которые могли парить на небольшой высоте над водой и перевозить грузы.

Цех №8 завода «Дагдизель» из соображений секретности был построен на морском шельфе Каспия на специально выложенном каменном основании вдалеке от берега. Завод выдержал испытание эпохой перемен 90-х и нулевых годов, конечно, не без потерь. Сегодня ОАО «Дагдизель» обретает второе дыхание, находится в начале нового пути к развитию.

Двигательстрой и завод «Дагдизель»

В годы первой сталинской пятилетки на одном из заседаний Политбюро ЦК ВКП(б) по предложению наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе было принято решение о строительстве в Дагестане предприятия по производству морского оружия. Так, в 20 км южнее столицы Дагестана, на берегу Каспийского моря, в 1931 году одновременно началась комсомольская стройка поселка Двигательстрой и завода №182.

И хотя сегодня возможности страны в технологии и масштабах строек гораздо шире, чем в 30-е годы, кажется невероятным, что за пять лет был выстроен огромный завод, который уже в 1936 году дал первую партию изделий. К началу Великой Отечественной войны производственные площади завода составляли 113 тыс. кв. м, а всего на заводе работали 6 тысяч человек, которые выпустили за год 3 246 торпед.

В годы войны завод производил авиационные и глубинные бомбы, зенитные снаряды и мины, минометы и ППШ. Выпускались также авиационные торпеды. В разгар войны в 1942 году завод перенес эвакуацию и возвращение в 1944 году, продолжая выпускать продукцию, так необходимую для Советской армии.

С 1948 года началось производство мирной продукции – дизелей. Благодаря дизелестроению, завод и получил в 1966 году современное название – «Дагдизель». Производство военной техники оставалось основным направлением – выпускались самолеты-снаряды класса вода-вода, проводились испытания экранопланов.

К концу 80-х годов на заводе работали около 11 тысяч человек, выполнявших в основном оборонные заказы. Распад СССР вызвал коллапс в работе оборонной промышленности и снижение государственных заказов практически до нуля. Программа конверсии и налаживание серийного выпуска машин сельскохозяйственного и строительного назначения помогли сохранить костяк рабочих завода и удержать его на плаву. С 1995 года вновь начали расти заказы на оборонную продукцию.

В 2008 году открытое акционерное общество «Дагдизель» вошло в состав государственного холдинга «Концерн «Морское подводное оружие (МПО) — Гидроприбор»», ведущего предприятия в области создания морского подводного оружия.

Сегодня четверть объема промышленного производства Дагестана приходится на завод «Дагдизель», загружена работой примерно половина оборонных мощностей и пятая часть мощностей, выпускающих гражданскую продукцию. Число рабочих и сотрудников к началу 2013 года составило 2 400 человек. Завод производит промышленные и судовые дизели, судовую арматуру, строительную и сельскохозяйственную технику, насосы и замки.

Оборонный заказ и его срыв

В конце нулевых годов вопросами возрождения флагмана экономики Дагестана занимались все – от первого и второго президентов Дагестана до Президента России. Благодаря личному вмешательству Владимира Путина завод «Дагдизель» получил оборонный заказ на три года стоимостью 5,18 млрд рублей, который, однако, не был исполнен. Контракт с Минобороны РФ заключен в апреле 2011 года, а уже в ноябре ОАО «Дагдизель» должно было поставить первые 40 торпед.

По условиям контракта заводу был выплачен аванс в 2,7 миллиарда рублей, но эти же условия не разрешали использовать в торпедах двигатели, произведенные ранее, запас которых имелся на заводе. Министерство обороны потребовало новые двигатели, но завод, их выпускавший ранее, к тому времени закрылся. Министр обороны России Анатолий Сердюков, «эффективный менеджер», был более озабочен распродажей собственности министерства, чем проблемами предприятий, выполняющих оборонные заказы. И Министерство обороны указало поставщика новых двигателей только в середине 2012 года, когда контракт уже сорвался. Завод по решению арбитражного суда был вынужден вернуть аванс и оплатить неустойку Министерству обороны России.

Завод лихорадило также из-за неустойчивости с финансированием оборонных заказов и поставкой комплектующих. Так, если в первом квартале 2011 г. выпущено продукции на 260 миллионов рублей, а за тот же период 2012-го – всего на 15,5 млн, то есть менее 6% к прошлому году, так как весь первый квартал 2012 года прошел в ожидании заказов от оборонного комплекса.

Определенные трения возникали у руководства завода с головным предприятием ОАО «Концерн "МПО – Гидроприбор"», владеющего 38% акций завода, то есть пакетом акций, оставшимся у государства. Остальные акции распределены между акционерами, многие из которых являются работниками завода. Проблемы возникали из-за споров о новых разработках завода, из-за попыток перетягивания каната и дублирования функций при разработке новых торпед и двигателей.

На деле разработка завода «Дагдизель», внедренная тут же в производство – самый мощный серийный торпедный электродвигатель в мире. Критически важной задачей в современном торпедном оружии является уровень системы самонаведения (ССН) и управления торпеды, соответствие его современным требованиям. Руководство ОАО «Концерн "МПО – Гидроприбор"» так и не разработало ССН, соответствующую современным требованиям. И ОАО «Дагдизель», понимая важность этой разработки, имея в своем составе самых лучших в стране специалистов в области разработки оборонной продукции, самостоятельно начало вести работы и в этом направлении.

Новый шаг в развитии завода

В 2012 году председателем Совета директоров ОАО «Дагдизель» избран успешный предприниматель Рауль Ильясов. И его работа в рамках выполнения приоритетных планов развития Дагестана дала ожидаемый положительный эффект.

В 2013 г. благодаря личной поддержке Главы республики Рамазана Абдулатипова ОАО «Дагдизель» вновь получило госзаказ на сумму около 5,8 млрд рублей, из которых половина средств поступила в качестве аванса. Это дало толчок не только развитию самого завода, но и повлияло на величину роста индекса промышленного производства всей Республики Дагестан за 2013 год, достигшего 137%.

В этот раз были учтены ошибки, сделанные при выполнении пре-дыдущего заказа, которые привели к его срыву. Были согласованы все поставщики комплектующих к изделию, определены способы избежать брака при их изготовлении. Те комплектующие, которые послужили камнем преткновения при выполнении предыдущего оборонного заказа, качественно и в срок изготовили на самом «Дагдизеле». Начали возвращаться рабочие и специалисты, уволившиеся с завода в самые тяжелые для него годы. Первая партия заказанных изделий была отгружена в срок – в конце 2013 года.

Новый министр обороны России Сергей Шойгу принял решение разместить оборонный заказ вновь на заводе «Дагдизель», несмотря на срыв заказа 2011 года и на лоббирование со стороны других предприятий России и Казахстана, желающих получить этот очень крупный заказ. В планах Министерства масштабное обновление вооружения Российской армии. В этой работе примет участие и завод «Дагдизель». На 2014 год подписан контракт на сумму около 3 миллиардов рублей.

Ближайшие планы ОАО «Дагдизель»

Завод «Дагдизель» осваивает более 10 новых комплектующих изделий для боевой техники. Средства, необходимые для внедрения новых изделий, составляют 957 млн рублей, предполагаемый рост объёма производства – 1,5 млрд рублей.

Кроме того, руководство завода проводит работу по модернизации его мощностей и привлечению инвестиций в рамках приоритетной программы развития Дагестана «Новая индустриализация» на сумму 1,9 млрд рублей.


Саид Ниналалов
При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: +1
1
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Самолет "АЛЬФА-КМ" совершил первый полет в горы Дагестана
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
Дагестан встречает Олимпийцев
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Авторы и эксперты