Ситуационный анализ экономической политики Республики Дагестан

7 Сентября 2014 в 13:04 Автор: Маир Пашаев Экономика 7376
Ситуационный анализ экономической политики Республики Дагестан
Проблемы Дагестана общеизвестны: потеря индустриальной базы экономики, высокая безработица, утеря опыта поколений, высокий уровень теневой экономики, дефицит инвестиционных средств и пр. Особо стоит отметить, что при этом многие экономические, социальные, экологические процессы принимают необратимый характер. Мы потеряли не только модель существующей экономики. Теряется модель жизнеустройства, жизненного уклада народов, который складывался тысячелетиями. Многие решения и проекты для региональной экономики могут быть понятны дагестанцам, восприняты ими и быть эффективными, если укладываются в русло решения этой фундаментальной цивилизационной для региона проблемы.  Находясь в глобальной противофазе этой проблемы, невозможно обеспечить поступательное развитие региона. Это, во-первых.

Анализ всех предыдущих попыток последнего десятилетия изменить ситуацию подтверждает данный постулат. Примерами могут служить: ситуация с расселением и рабочими местами в горной части республики; ситуация в аграрной сфере; перенаселенность и инфраструктурные проблемы в Махачкале; ситуация с народными промыслами; отток населения за пределы в поисках работы и т. д.

Другой серьезный барьер (это, во-вторых) на пути к развитию: отсутствие связей с прошлым не дает нам веры в будущее. Мотивация населения к развитию на долгосрочный период ослаблена. И третий барьер – низкий уровень доверия граждан к власти. Рейтинг доверия населения исполнительной власти Дагестана согласно недавней справке Минрегионразвития РФ, основанный на данных ФСО РФ, составил 0,4%.

На региональной повестке экономического развития много проблем и вопросов. Как решить проблемы высокой дотационности бюджета, повальной безработицы, технологической отсталости предприятий? Как использовать потенциал региона, уникальные отличия, рыночные ниши? Мотивировать собственников, предпринимателей, инвесторов? Как преодолеть экономическую отсталость? Какие подходы, механизмы, инструменты применимы? Чем территория Дагестана может стать в будущем? Любые действия, программы и проекты с государственным участием должны содержать конкретное решение хотя бы одной из перечисленных системных проблем.

Дагестан по-прежнему остается кризисным, проблемным регионом, который не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические задачи, реализовать высокий потенциал и поэтому требует активного вмешательства со стороны государства. Ситуация в экономике из года в год только ухудшается. Управляющее воздействие власти на экономику мизерное, ни одна проблема экономики республики не решена, экономика всецело в «колее», траектории предыдущей экономики. Нет ни одной отрасли, ни одного ресурса, продукта, который имел бы устойчивое позиционирование на рынке страны и обеспечивал бы поступление значимых финансовых потоков. Попытки решить проблемы бюджетными дотациями не принесли ожидаемого результата, а зачастую приводят к новым рискам и конфликтам. Сегодня вновь предпринимаются попытки решить проблемы как административными, так и бюджетными методами, через реализацию приоритетных проектов, в режиме ручного управления. Но и они неэффективны: ни власть, ни деньги сами по себе не могут обеспечивать развитие. В целях развития более востребованными являются социальные компетенции: стратегическое планирование, управление изменениями и эффективные коммуникации. Республиканская команда управленцев не обладает достаточным профессионализмом и опытом для реализации этих компетенций. Пример: вице-премьеры Правительства РД, вместо того чтобы стать центрами стратегии, решений и управления, фактически не имеют полномочий, все время происходят их непонятные назначения, увольнения. Министрами, заместителями министров работают люди, зачастую не имеющие к профильной отрасли никакого отношения, ничем себя ранее не проявившие, неизвестные обществу. Собственно, полномочия правительства республики с 2006 года существенно урезаны, а сегодня центр решений вовсе переместился в администрацию Главы и Правительства РД. Это изначально ошибочное решение, возможно, имеющее катастрофические последствия.

Надуманная под политическим давлением, искусственная экономика, без цели получить экономический результат, становится настоящей бедой Дагестана. Такие фундаментальные процедуры перехода, как приватизация, земельная реформа, решение системных проблем, рыночная трансформация региональной экономики, оценка внутренних источников роста и капитала развития, региональная специализация и создание стратегических преимуществ, программа повышения конкурентоспособности, новая структура экономики, интеграция в экономику страны, не реализованы. «Переходный период» республиканской экономики длится как минимум последние 8 лет, но необходимые условия перехода до сих пор не созданы, границы перехода не определены. Время, усилия, ресурсы республиканских институтов власти тратятся неэффективно или даже впустую, в том числе по причине высокого уровня элитарной коррупции. В погоне за количественными показателями роста, зачастую формальными, приукрашенной статистикой упускаются фундаментальные качественные параметры: структура экономики, конкурентоспособность, производительность труда, эффективность, конечный экономический результат. В силу этого территория, имеющая достаточный потенциал развития при наличии высокой деловой активности населения, характеризуется хронической безработицей (фактически на уровне 20%), высокой дотационностью бюджета (на уровне 75%), находится в кризисном состоянии. Это симптомы периферийной экономики, периферийного экономического сознания и поведения, проигрыш каждого чиновника в гонке за сиюминутную личную выгоду.

В течение 2013–2014 гг. в экономике Дагестана усилились следующие отрицательные тенденции:
– резкое ухудшение ситуации в банковской системе и кредитно-денежной сфере (последствия – сокращение денег в обращении, в том числе наличном, объемов кредитования и пр.). За этот период отозваны лицензии 16 дагестанских банков, а остальные снизили свою активность;
– ухудшение структуры инвестиций в основной капитал (машины и оборудование: 2012 г. – 31,1%, 2013 г. – 24,4%), сокращение вложений из федеральных источников и собственных накоплений организаций. Только 20% суммы инвестиций в основной капитал приходится на крупные и средние предприятия, остальные 80% фактически не подотчетны по данной статье отчетности и по ним используют оценочные данные;
– абсолютное сокращение реально располагаемых денежных доходов населения (99,3%) и наличных денег на руках населения (54,3 млрд руб.);
– резкий рост численности населения с доходами ниже прожиточного минимума до 297,3 тыс. чел. (144%);
– существенное ухудшение материально-технической базы сельскохозяйственного производства, в т. ч. в части мелиорации, племенного животноводства, продуктивного семеноводства;
– не решен земельный вопрос, эффективность использования пахотной земли остается на низком уровне. Пример: в республике порядка 60 тысяч га виноградопригодных земель, но под разрекламированным виноградным кластером скрывались только интересы руководства республики по приватизации Кизлярского коньячного завода, территорий ГУП «Геджух» и других виноградарческих хозяйств Дербентского района. А руководству страны только в июле 2014 года дважды докладывались недостоверные завышенные цифры объемов посадки виноградников, созданных при этом рабочих мест и уровня зарплаты, якобы применяемом кластерном подходе в отрасли. Ни проекта виноградарского кластера, ни организационных усилий по его созданию или организационной формы кластера нет и в помине. Как нет проектов и других кластеров, хотя в Дагестане проявляются десятки территориально-производственных, отраслевых кластеров, кластеров малых предприятий, домашних хозяйств, а во многих регионах страны проекты организации кластеров успешно реализуются;
– резкое ухудшение экологической ситуации. Пример: в городах и районах республики масса мусорных свалок, фактически на наших глазах происходит экологическая катастрофа. Проект инновационного мусороперерабатывающего завода так и не был реализован, хотя прошел презентацию в правительстве республики еще 5 декабря 2013 года. Оба других проекта Минторгинвеста РД по мусоропереработке – для Махачкалы и Дербента – на проверку оказались фейками. Другие крупные очаги экологического бедствия – территории Хнов-Борчинского рудного месторождения и Самурского леса. И крупнейший очаг, Каспийское море, уровень загрязненности которого превышает все мыслимые пределы. Купание в море запрещено, а рыба давно ушла куда подальше, от солей тяжелых металлов и сточных вод городских канализаций. О каком развитии туризма может идти речь?
– нарастание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных регионов, районов республики, в т. ч. вызванный несправедливым распределением бюджетных средств, урезанием бюджетов некоторых городов, районов. В то же время в муниципалитетах государственная экономическая политика не реализуется, стратегическое планирование развития не осуществляется. Вместо этого требуют увеличения сбора налогов – это тактика выжатого лимона, дающая краткосрочный эффект. Глава республики не раз отмечал низкий уровень сбора налогов (в РД – 6% от ВРП, в СКФО – 10% от ВРП, в РФ – 24% от ВВП). Но налоги есть следствие, они вторичны: откуда им взяться при низком уровне средней заработной платы, низком уровне переделов и добавленной стоимости, неэффективной экономике? Совокупный экономический результат предприятий РД в 2013 году – убыток в размере 3,701 млрд рублей, соответственно, налог с прибыли мизерный. Что касается бизнеса: чем больше в этой сфере соберут налогов, тем меньше у бизнеса остается средств на развитие;
– ухудшение условий деятельности малого и среднего бизнеса. Что делает предприниматель, если не видит возможности у себя на малой родине? Он уезжает. Средства для поддержки предпринимателей, фермеров если и выделяются, то с большими откатами. Предприниматели в массовом порядке уезжают из республики. Пример: только из южной зоны Дагестана за последние 4 года уехали где-то 1 000 предпринимателей, а теперь уезжают и из Махачкалы;
– неравномерное развитие городов, районов, территориальных зон (регионов), отсутствие стратегической государственной политики в этой области, подменяемой клановыми и узко-национальными интересами. Указание президента России о комплексном развитии территорий не выполняется, по причине чего продолжается отток населения. Пример: южная зона Дагестана, которая де-факто является территорией высокой степени готовности к развитию, выпала из всех планов, программ развития, а объемы бюджетирования муниципальных образований региона негласным указанием урезаны.

Власть на местах, министерства и ведомства экономического профиля находятся в плену устаревших догм и методов. Зачастую вся работа сводится к формальным прогнозам, докладам, отчетам. За основу планирования берут не исследования потенциала, анализ, а данные деформированной недостоверной статистики. Примеры. Нарисованы из года в год якобы имеющиеся темпы роста строительства – строительная сфера республики с 2009 года в кризисе, всего лишь два параметра 2014 года по информации Дагстата: «Из общего объема введенного жилья предприятиями и организациями сданы в эксплуатацию 772 квартиры общей площадью 49,6 тыс. кв. метров, что составляет 39,5% от зафиксированного показателя января – мая 2013 г.». Что касается частных домов, то в первом полугодии 2014 года по сравнению с первым полугодием 2013 года небольшое снижение, но если сравнить со вторым полугодием – снижение уже в 5 раз. В Махачкале новое строительство уже полтора года фактически приостановлено, приостановлены и в судебном порядке, разбираются и по многим строящимся объектам – откуда берется рост? По причине дождливой погоды и заполнения водохранилищ ГЭС во втором полугодии 2013 года увеличилась выработка электроэнергии – это выдали за промышленный рост 137%. Для справки: темпы роста промышленности в 2014 году неуклонно снижаются, так как ее база была искусственно раздута для итогового отчета за 2013 год, в том числе через сдачу госзаказа заводом «Дагдизель», тенденции отрасли в текущем году отрицательные. Существуют и косвенные признаки промышленного спада, такие как потребление электроэнергии:


Производство и распределение электроэнергии (2014 год к 2013 году, данные Дагстата):

2014 г.                     май                январь - май

газа и воды            82,0%                  95,8%

производство,
передача и            73,3%                  86,1%
распределение
электроэнергии
    

Как видно, по электроэнергии снижение в мае – 27%, за январь – май – 14%. Из-за сильных заморозков в 2012 году урожай винограда погиб наполовину, хотя двукратное увеличение сбора винограда в 2013 году глава республики неоднократно выдавал за свое личное (!) достижение (для сравнения: в 2011 году в республике собрали больше винограда, чем в 2013 году). Кстати, в этой отрасли процветают приписки якобы принятого для переработки винограда, отсюда и «рост».

Приписки в сельском хозяйстве. Для этого учитывается производство и в частном подворье, которое вырабатывает порядка 90% от общего объема сельскохозяйственного производства. Никто точно не знает, сколько продукции отрасль производит. Чиновники, начиная с районного уровня, берут цифры с потолка, показывая рост. Так, нарисованы объемы производства овощей, численность поголовья овец и т. д. Хотя, как известно, мелиоративный комплекс республики разрушен, агротехника и агрокультура на низком уровне, работает закон убывающей продуктивности земель, с раздачей земель сельское хозяйство имеет мелкоконтурный характер, племенное животноводство, продуктивное семеноводство давно в упадке, но Минэкономики, Минсельхоз РД по инерции ежегодно приписывают рост в сельском хозяйстве. Так же с инвестициями в основной капитал ежегодно формально показывают рост, но никто не может объяснить цифры, так как 3/4 от объема инвестиций сконцентрированы в частном секторе и происходящее в данном сегменте практически не поддается точному учету. Таких примеров десятки.

Тенденции в бюджетной сфере Дагестана за 2013–2014 гг. отрицательные: дефицит бюджета остается на высоком уровне (4,5 млрд руб), получены бюджетные кредиты 6,0 млрд руб. с вероятным ростом на конец года до 14,0 млрд руб., госдолг в 2014 году запланирован в размере 19,16 млрд руб. – в среднем по всем параметрам более чем двукратный рост. И размер дефицита бюджета, и размер госдолга РД утверждены с нарушением установленных бюджетных норм (не более 10% и 50%, соответственно, собственных доходов). На начало 2015 года, с учетом исполнения майских указов президента России, расходы бюджета в текущем году могут достигнуть 100 млрд рублей, госдолг республики может превысить установленный предел 80% собственных доходов, а в суммарном выражении – свыше 20 млрд рублей. Дагестанские чиновники проиграли и бюджетную гонку.

В то же время уровень коррупции в бюджетной сфере зашкаливает, откаты по господрядам достигают 20–50% (строительство детских садов, школ, больниц, дорог), в бюджете Дагестана есть некоторые статьи (субсидии, школьное питание и т. д.), иногда целые программы, средства по которым расхищаются чуть ли не на 100%. В то же время расходы на содержание госаппарата выросли от 3,5 млрд рублей в 2012 году до 7,5 млрд рублей в 2014 году – более чем в 2 раза! Однако мы не наблюдаем соответственного повышения эффективности деятельности государственной и муниципальной власти. Типичный пример отмывания бюджетных денег – строительство Самурского водовода. Мало того, работы незаконно велись в заповедной зоне, освоены в никуда 683 млн рублей бюджетных денег. Теперь ни денег, ни воды, так как проект изначально был сугубо коррупционным.

В последнее время руководство республики докладывает о некоторых возросших рейтингах республики и главы. Данные рейтинги во многом обусловлены нарисованными статистическими отчетами, приукрашенными докладами из республики, а некоторые из них нагоняются де-факто высоким медиарейтингом Дагестана. Есть и другие, менее зависимые от случайных факторов рейтинги. Примеры: в рейтинге устойчивости российских регионов за июнь 2014 года (данные Минрегиона России) Дагестан занимает предпоследнее, 82-е, место среди 83 регионов; в рейтинге регионов по благосостоянию российских семей по итогам 2013 года Дагестан занимает последнее место в стране; в инфографике (РИА «Новости») миграционных настроений россиян на ближайшие 3 года – первое место – 39% дагестанцев готовы покинуть республику, из них доля экономических мигрантов (по причине безработицы и низких доходов) составляет 49%. Уровень доверия населения исполнительной власти Дагестана согласно недавней справке Минрегионразвития РФ, основанной на данных ФСО РФ, составил 0,4%. Это результат непродуманной авторитарной политики Р. Г. Абдулатипова, компанейщины – кто не с нами, тот против нас. Вместо того чтобы управлять процессами и людьми, проводить реформы, основные силы власти направлены на поиск врагов и подавление оппозиции. В то же время руководство страны призывает к укреплению межнационального мира, диалогу с гражданским обществом, в том числе с оппозицией. На встрече с президентом России 4 июля Р. Г. Абдулатипов представил президенту недостоверную информацию по состоянию экономики Дагестана, кроме того, были представлены сомнительные проекты. Все его заявления о том, что с его приходом в Дагестане стало лучше, не имеют основания, экономика республики заморожена: темпы роста экономики по сравнению с 2010–2012 годами снижаются, по некоторым параметрам вовсе отрицательные, темпы роста промышленности с начала текущего года по нисходящей, реальные доходы населения снизились на 1%.

Cогласно «Докладу Минрегионразвития о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ в январе – июле 2014 года» (данные на 28 августа 2014 года):

1. Индекс социально-экономического положения регионов – Дагестан на 81 месте (среди 83 регионов РФ).

2. Сводный индекс Реальный сектор экономики – положение хуже общероссийского.

3. Объем отгруженной продукции на душу населения – 80-е место.

4. Сводный индекс Доходы и занятость населения – 82-е место.

5. Сводный индекс Бюджетная система – 80-е место.

Индексов разных порядка 20, но Дагестан или в хвосте, или во второй половине списка, в частности по инвестиционному потенциалу 66-е место, а в первой десятке регионов республика только по одному показателю – темпам роста промышленности с индексом 111,7%. Никаких других «ведущих» мест, как часто заявляет Р. Г. Абдулатипов, нет. По электроэнергии приводят рост 105%, но Дагстат за январь – май показывал снижение практически на 14%! Каким образом за 2 месяца не только перекрыли снижение за предыдущие 5 месяцев, но и вышли на рост, не совсем понятно.

Совокупный экономический результат предприятий Дагестана по итогам 2013 года составил убыток в размере 3,701 млрд рублей. Это следствие не только низкого уровня переделов в экономике и добавленной стоимости, но и высокого уровня теневой экономики, также масштабных хищений, присвоения произведенного продукта руководителями госпредприятий и чиновниками в госсекторе экономики.

Казалось бы, в таких сложных условиях на первый план выходят стратегическое планирование и неинвестиционные решения развития региональной экономики, план масштабных реформ, изменений. Однако с самого начала своей работы Р. Г. Абдулатипов категорически отверг принятую в ранге закона Стратегию развития Республики Дагестан до 2025 года и принялся разрабатывать приоритетные проекты. Но эффективность таких проектов вызывает сомнение по другой причине – они во многом надуманы Р. Г. Абдулатиповым для демонстрации активной работы, имеют пропагандистский характер, выбраны наибольшее количество целей, необоснованных и нереализуемых, не подкрепленных компетенциями, ресурсами, возможностями. В основном эти проекты были разработаны случайными людьми (Мусаев М., Столяров Б.), которые не владели информацией о потенциале Дагестана, ситуации в отраслях, муниципальных образованиях и которых, кстати, давно уже нет на горизонте республики. Уровень экономической дискуссии постепенно сводится к нулю, экспертное мнение не учитывается, а экономика получает авторитарные решения. Другие инициативы главы Дагестана, как создание Стратегического Совета, экспертного управления администрации, Корпорации развития, Нефтегазовой компании и т. д., фактически не реализованы по причине их несостоятельности, недостаточной компетентности управленцев. Стратегический Совет за полтора года существования ни разу не собрался в своем составе, не принял ни одного решения. Корпорация развития, получив в распоряжение огромный земельный фонд, занималась реализацией инновационных проектов: каким образом инновационные проекты коррелируются с земельными участками, не совсем понятно. Прошел год с момента создания, но и сегодня Корпорация развития не выполняет свои уставные задачи, не смогла выйти на проектную мощность, не оказывает какого-то управляющего воздействия на экономику. Проект создания Нефтегазовой компании изначально был непродуманным. Это результат отсутствия у главы республики какого-либо управленческого, хозяйственного опыта, не говоря уже об отсутствии стратегии. Одного политического опыта для руководства столь сложным регионом недостаточно. Попытки «обмануть» экономику приведут к ее краху. Можно менять вывески на Домах культуры на Центры традиционной культуры, а затем отчитаться как бы за их создание, но в экономике вывески не поменяешь, ее от граждан не спрячешь, и это категория мстительная.


Экономическое развитие так и не стало приоритетом для чиновников, а государственная экономическая политика, экономическая деятельность в основном сведена к исполнению господрядов и продвижению своих интересов по откатам, самообогащению. Работа профильных отраслевых министерств и ведомств провалена: формализм и ложная активность становятся для чиновников нормой поведения. Форма, структура превосходят и подавливают функцию, содержание – налицо высшая стадия бюрократизма. Очевидно, что ставка на министерства себя не оправдала. Пример. Минэкономики и территориального развития РД провалило работу на всех направлениях: прогнозирование налоговых доходов в бюджет от фактического исполнения расходится на 10%; провалена работа по реализации широко разрекламированного приоритетного проекта развития РД № 1 «”Обеление” экономики». За весь прошлый 2013 год налогов с ИП собрали в размере 18 млн рублей. И это имея сотни рынков, тысячи торговых точек, магазинов, кафе по всей республике! Провалена работа по утверждению схем территориального развития, работа по подготовке к юбилею Дербента, по выполнению Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года N607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Работа по реализации государственной экономической политики в муниципальных образованиях и налаживанию экономического развития муниципальных образований не ведется. Провалена работа по разработке муниципальными образованиями Стратегий или долгосрочных программ экономического развития; министерство игнорирует и не обеспечивает реализацию Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. Министерство не выполняет своих основных функций – по реализации государственной экономической политики, ускорению экономического развития территорий, республики в целом. В то же время министерства экономического блока остаются самыми коррумпированными. Тем не менее они и сегодня в мейнстриме процессов бюджетирования, а Р. Г. Абдулатипов вовсе ничего, кроме министерств и чиновников, не признает. Все его разговоры о рыночной сфере, инвестициях, экономическом развитии республики остаются не более чем разговорами, прикрытием для продвижения своих личных интересов. Экономика в республике абсолютно никого не интересует, экономическое развитие – тем более, оно для власти так и осталось непонятой, нераскрытой, но модной для озвучивания экономической категорией. Под экономическим развитием понимают только строительство на федеральные бюджетные деньги школ, больниц, дорог и т. д. Не соблюдается технология экономического развития: если первая пуговица застегнута неправильно, значит, остальные тоже неправильно. Стратегическое планирование, проектирование экономики, ее качественные параметры, вывод экономики на стадию самоорганизации, остаются за пределами понимания дагестанской власти.

Нельзя сказать, что в Дагестане нет инвестиций, но при этом возникает другая проблема: задачи по инвестициям и рыночному развитию прямо противоположны задачам по освоению бюджетных денег, интересам чиновников. Инвестиционные проекты становятся прямыми конкурентами государственных программ, которые чиновники выдумывали и отмывали по ним бюджетные деньги. Отсюда и конфликт интересов, попытки чиновников подчинить инвесторов, оседлать инвестиционные потоки. Реализация инвестиционных проектов не является функцией чиновников. Однако, «бизнес на стадии инвестиций», соответственно, откаты по инвестиционным проектам – любимое занятие дагестанских чиновников и «инвесторов». Есть инвестиционные проекты, собственниками которых предположительно являются сами дагестанские чиновники: необходимо провести аудит каждого проекта, собственников, вложенных денег и эффективности проектов. Зачастую чиновники вводят в заблуждение, докладывая о сотнях, якобы имеющихся в регионе инвестиционных проектах, заключаемых соглашениях, озвучивая гигантские суммы, выдавая проектные идеи и намерения инвесторов за инвестиции.

При реализации крупных проектов в Дагестане инвесторы столкнулись с серьезными проблемами: политическими (крупные девелоперские проекты, приватизация аэропорта, морского порта, ККЗ, юбилей Дербента), управленческими (создание туристической ОЭЗ, юбилей Дербента), земельными («Дагагрокомплекс», «Матлас»), инфраструктурными (Каспийский завод листового стекла), качества рабочей силы (Каспийский завод листового стекла).

Во многом тяжелая социально-экономическая ситуация в Дагестане – это результат закрытия крупных промышленных предприятий, где кроме получения стабильного заработка человек формировался как гражданин, находился под контролем коллектива, государства. В республике сложился деиндустриальный тип региональной экономики с ориентацией на сельское хозяйство. Только в южной зоне республики из года в год простаивает 12 консервных заводов, 10 винзаводов, несколько крупных промышленных предприятий. Десятки предприятий приватизированы, а затем фактически ликвидированы. А ведь это десятки тысяч возможных рабочих мест, добавленная стоимость, прибыль и, соответственно, налоги. Пока вся промышленная политика республики строится на попытках получения федерального госзаказа и финансирования центра, естественные конкурентные преимущества Дагестана никоим образом не используются, не приносят ни значимых корпоративных доходов, ни достаточных бюджетных финансовых поступлений. Новая промышленная политика должна учитывать традиции, опыт промышленного развития региона и страны, но основываться на рыночной, современной маркетинговой платформе бизнеса. Однако работа в этом направлении не ведется: промышленная политика не представлена и не реализуется, инструменты реализации промышленной политики не определены, достаточного объема финансовой поддержки нет. Что говорить о промышленной политике, если в аграрной республике нет системной аграрной политики.

Специфика изменений в том, что они не могут быть дальними – они должны происходить сегодня, каждый день, иначе руководитель республики теряет доверие населения. Что собственно и произошло. Небольшие улучшения, перемены, приведение к порядку в экономике, чем сегодня увлечены дагестанские чиновники, не являются ни стратегией, ни изменениями, ни тем более новой моделью экономики или переходом в новое состояние. Продолжается бесполезная трата бюджетных средств, имеющая приоритетную цель освоения бюджетных денег. В ходу старая присказка: дайте нам больше денег, а мы на ваши деньги построим в Дагестане сказку. Полагаю, что в силу сложившихся реалий, тенденций в экономике страны, необходимые и достаточные для коренного перелома ситуации в республиканской экономике средства вряд ли появятся и в ближайшей перспективе. В то же время, чем меньше территория, тем более профессиональной она должна быть в решении проблем и задач экономического развития. Существующая команда главы Дагестана в основном сформирована на коррупционной основе и не обладает необходимыми и достаточными для этого компетенциями. Она не способна проводить в республике настоящие реформы, изменения, эффективно использовать потенциал. Отсталость, низкая конкурентоспособность, слабая интегрированность Дагестана в экономику страны создает опасность его дальнейшей маргинализации и превращения в экономический эксклав. Таким образом, создается угроза социально-политической стабильности в стране.

часть 2 http://sevkavinform.ru/articles/economy/strategicheskie-initsiativy-ekonomicheskoy-politiki-respubliki-dagestan-/
чась 3 http://sevkavinform.ru/articles/economy/strategicheskie-instrumenty-plan-deystviy/
При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Самолет "АЛЬФА-КМ" совершил первый полет в горы Дагестана
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
Дагестан встречает Олимпийцев
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Авторы и эксперты