Первый дагестанский отчет Здунова: национальные цели и перегибы
28 февраля 2019 года председатель правительства Дагестана А.Здунов представил Народному Собранию «Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Дагестан за 2018 год». Наш эксперт Маир Пашаев изложил свое мнение об Отчете и диспозиции правительства Дагестана сегодня.
Сомнительно, как ссылается председатель правительства РД А.Здунов в начале Отчета, «в соответствии с Конституцией», он должен выступать в НС, а не Глава Дагестана В.Васильев. Но давайте по сути Отчета. Сформулированная им стратегическая задача – как минимум, выйти на среднероссийские значения по основным показателям социально-экономического развития – ошибочна. А если среднероссийские значения останутся плохие? Мы что, так и должны жить плохо? И разве А.Здунов в Татарстане ставил такие ориентиры? Нет. Почему же для Дагестана он не берет высокую планку? Дагестан – регион-лидер, регион высокого порядка – хотя сегодня база низкая, потенциал не меньше, чем у Татарстана. Не верит в себя? В возглавляемое правительство? Не собирается задерживаться в Дагестане? Скорее, так и есть. Причем, он тут же уточняет: «Конечно, мы понимаем, что это невозможно…». А как же, заявленные В.Васильевым прорыв, скачок? Чтобы достичь средних значений, надо ставить высокие цели и брать такие же ориентиры.
Не нашел ни одного стратегического направления развития Дагестана или инструмента, ни одного программного заявления или анализа работы по разработке Стратегии-2035. Что в 2018 году предпринимало правительство Дагестана в этих направлениях? Например, по отраслевому, кластерному, пространственному, территориальному, агломерационному, инновационному развитию, человеческому капиталу. Именно в данных направлениях правительству сегодня следует определять стратегию, будущее Дагестана и через их реализацию достигать хотя бы тех самых среднероссийских параметров. Что касается заявленной Стратегии-2035: пока не опубликована доктрина Стратегии, вся проводимая минэкономики по плану-графику ее разработки работа, пойдет насмарку. Минэкономики прямо на моих глазах варит сборную солянку. Целесообразно обсуждать доктрину, а не приоритеты или другие составные части Стратегии. Не справляется минэкономики, команда экспертов готова представить альтернативную Стратегию Дагестана.
А.Здунов докладывает об увеличении налогооблагаемой базы и собственных доходов в республике на 5млрд. рублей за 2018 год, в том числе налогов на 4,5 млрд. рублей. Всю свою сознательную жизнь, на должности заместителя министра экономика, министра экономики Татарстана, А.Здунов активно занимался созданием особых экономических и прочих оффшорных зон. Т.е., всячески обеспечивал для налогоплательщиков Татарстана особые условия для снижения ими уплачиваемых налогов. Это в процветающем регионе, который перечислил в федеральный бюджет в 2018 году 800 млрд. рублей.
А в кризисном Дагестане, где только просроченная кредиторская должность предприятий превысила 50 млрд. рублей, где общий экономический результат предприятий за последние годы стабильно составляет убыток в размере 4-6 млрд. рублей, а ВРП и реальные доходы населения за 2018 год ушли в минус, А.Здунов за увеличение налогов. Собственно, об отрицательных экономических итогах года он вовсе умолчал. А количество безработных в Дагестане согласно Отчету А.Здунова 23 тыс. человек – именно столько безработных в одном только Дербенте. Зачем себя же обманывать? Увеличение занятости, доходов населения, стимулирование экономического роста посредством увеличения спроса должны стать ключевыми направлениями деятельности правительства. Не количеством безработных манипулировать, а надо бы признать катастрофическую ситуацию в этой сфере и обеспечить за пять лет создание хотя бы 200 тысяч новых рабочих мест.
Из Отчета становится понятно, что А.Здунов делает ставку на более знакомый ему по Татарстану промышленный сектор и пытается провести интеграцию дагестанских предприятий с крупными отраслевыми государственными заказчиками. Что ему также привычно: использует свои связи в федеральном центре для получения дополнительных финансовых средств на развитие инфраструктуры Дагестана. Интерес А.Здунова понятен – рост промпроизводства за счет федеральных госзаказов и резкое увеличение расходов на инфраструктуру позволяют резко увеличить сбор налогов. Оглушительный успех. Но прискорбно, что это очередной экономический симулякр – получать больше бюджетных денег из центра и докладывать об увеличении налогов с них, вместо наращивания инвестиций и доходной базы экономики, увеличивать безвозвратные расходы. Напомню: дополнительные 3,5 млрд. рублей (из 4,5 млрд. рублей увеличения налогов за 2018 год) – НДФЛ, собраны за счет увеличения заработной платы на 13,5% в бюджетной сфере Дагестана.
Возможно, правительство Дагестана не нашло других способов насыщения республиканской экономики деньгами. Но в подобной интеграции имеют место высокие риски для правительства: во-первых, вероятного неисполнения госзаказов, что нам знакомо, во-вторых, есть мнение, что дагестанские промпредприятия со временем окажутся должниками федералов и постепенно перейдут в их собственность. Безусловно, будут конфликты. А инфраструктурные проекты в Дагестане, как всем известно, традиционно реализуются по откатным схемам. А.Здунов рискует лично сам оказаться в центре скандалов. Не менее важно было услышать мнение правительства и предлагаемые решения проблем, в поле которых скандалы уже происходили или назревают: Самурский водовод, провальные инвестиционные проекты, делимитизация границ, пассажирские перевозки, переселение жителей Новолакского района и т.д. Правительство должно опережать, а не догонять.
Почему-то не приведены в Отчете даже контуры правительственной программы по Дербенту. А ведь это один из новых для республики форматов работы ГЧП, причем, пока единичный. Хотя именно ресурс ГЧП правительство Дагестана почему-то практически не использует. Насколько правительство справится с разработкой программы? Разработка затянулась – а деньги для программы уже начали поступать, мастер-план Дербента будет утвержден в лучшем случае в октябре. Если правительственная программа и сама схема окажутся удачными, и правительство, и Дербент справятся с реализацией программы, следует отработать опыт на более чем проблемной Махачкале, да и на остальных муниципалитетах. Правительство не может оставаться в стороне от Махачкалы и проекта создания агломерации – программа, представленная мэром города, не является по сути ни стратегической, ни инвестиционной, а новая Пространственная стратегия РФ прямо определяет необходимость создания агломераций как новых центров экономического роста страны.
Простой пример, что ресурс ГЧП правительством Дагестана не используется – практически ничего не известно о проводимой правительством работе по инвестиционному анализу территории и формированию инвестиционного плана или глобального предложения для крупного бизнеса, по примеру «программы Белоусова». А каким образом правительство планирует привлечь крупные инвестиции? Или не планирует? В то же время, мега-проекты, по которым уже приняты решения и которые имеют весомый ресурс государственных начальных инвестиций, что важно для привлечения коммерческих инвестиций, такие как МТК «Север-Юг», Каспийский хаб, Махачкалинско-Каспийская агломерация, вовсе выпали из поля зрения правительства.
Крайне скудная информация о реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» - документ фактически определяет работу правительства Дагестана на ближайшие годы. Указ президента РФ №204 о национальных целях и соответствующие нацпроекты не решают все проблемы, не обеспечивают ни прорыв, ни скачок, ни тем более светлое будущее – это тактический срез задач для выравнивания уровня развития регионов и обеспечения минимума национальных стандартов жизнеобеспечения. С другой стороны, параметры Указа №204 жесткие, их невозможно достичь только за счет получаемых по нацпроектам федеральных средств. Так на что надеется правительство Дагестана? Есть опасность, что параметры нацпроектов в Дагестане к 2024 году не будут достигнуты. Денег все больше и больше, а способность дагестанского правительства к стратегированию и планированию, крайне ограничена. Произошедший недавно системный сбой с вовремя не освоенными 10 млрд. бюджетных рублей – уже сигнал.
Не совсем понятны статус и обоснованность проекта распоряжения Правительства Российской Федерации, содержащий перечень мероприятий социально-экономического развития РД на 2020-2025 года. А.Здунов считает, что по Дагестану должен быть документ федерального уровня. Что это такое? И почему? В программу планируют включить и незавершенные объекты строительства. Кто и как проводил аудит незавершенных объектов? Кто инициировал в свое время их строительство? Чьи они? В силу каких факторов они не завершены? Быть может, они уже не актуальны?
При всей кажущейся насыщенности Отчета, в докладе не оказалось критики, самокритики, что крайне плохо: разве в республике все так хорошо? Считаю, что итоги года подведены однобоко, только в позитивном ключе, без анализа отрицательных процессов и провальных сфер. Снижение за 2018 год реальных доходов населения республики на 4,6% при увеличении зарплат в бюджетной сфере на 13,5% – нонсенс! Что прямо бросается в глаза – в Отчете нет анализа состояния, деятельности самого правительства Дагестана: ни по структуре, ни по функционалу, ни по кадровому составу. В этом плане хотел бы обратить внимание: такое важнейшее звено правительства, как вице-премьеры, которые должны быть самостоятельными центрами стратегии, компетенций, решений в профильных сферах, практически выпали из управления.
Во-первых, они слабые и фактически не в состоянии генерировать стратегии. Во-вторых, А.Здунов почему-то подменил их своими многочисленными советниками, помощниками, что незаконно. Тем самым, вице-премьеры лишены полномочий на самостоятельные решения. Основа управления – решения. Нет решений – нет управления. И в-третьих, не работает другой центр стратегии и компетенций, который должен взаимодействовать и с вице-премьерами, и с министрами, и с главами муниципалитетов – организационно-проектное управление АГП. Такое правительство не может быть работоспособным и эффективным. В то же время, насколько мы знаем, центр правительственных решений переместился в руководство АГП, что также незаконно. Думаю, Главе Дагестана В.Васильеву стоит обратить внимание на перегибы и восстановить правомочность, дееспособность правительства.