Из-за протеста водителей против системы «Платон» тысячи горожан опоздали на работу
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Крупнейшие акции протеста дальнобойщиков против введения платного проезда по дорогам проходят на Ставрополье и в Дагестане. Так, протестующие водители почти полностью перекрыли транзит грузов в Азербайджан. Чем это обернется для экономики, разбирается «СП-Юг».
Россия протестующая…
Экономический кризис в стране нарастает, и похоже, его обещанное дно мы ощутим нескоро. Вместе с тем стремительно растет и количество поводов для социальных протестов. По подсчетам фонда «Общественное мнение» (ФОМ), у 37% опрошенных действия российских властей вызывают недовольство или даже возмущение. Ну а 47% респондентов заверили социологов, что слышали критику в адрес государственных властей от своих близких и знакомых.
По подсчетам «Левада-центра», лишь 18% опрошенных считают, что в их населенном пункте реальны массовые акции протеста, только 14% считают, что на таких акциях могут звучать политические требования, и не более 11% готовы принять в протестных акциях участие.
Еще более негативные цифры приводит ВЦИОМ, который всегда отличался лояльностью к политике властей: по подсчетам центра, 27% россиян уверены, что протестные акции могут состояться на их малой родине (год назад алармистов было не более 20%). А принять участие в них готовы, как констатирует ВЦИОМ, 22% жителей страны.
Чем же недовольны россияне?! Большей частью, новыми реформами, авторы которых по сути залезают в карманы обывателя. Например, «Справедливая Россия» недавно объявила о том, что ей удалось собрать миллион подписей под требованием отмены обязательных взносов на капремонт для жильцов многоэтажек.
29 ноября профсоюз медработников «Действие» проведет всероссийскую акцию протеста «Право на жизнь» с требованием отказаться от оптимизации здравоохранения. Требование Москвы повысить зарплаты бюджетникам власти регионов поняли превратно и принялись закрывать неэффективные больницы, роддома и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Поддерживает медиков также вездесущая «Справедливая Россия».
25 декабря пройдет всероссийская акция протеста автомобилистов против повышения цен на топливо. Ровно в полдень водители должны заглушить двигатели на час, где бы они не находились. Логика протестующих (какая организация проводит акцию до сих пор неясно, призывы распространяются по соцсетям вирусным способом) железная: с начала прошлого года стоимость бензина выросла на 15%, в то время как за это же время нефть подешевела почти на 230%.
«Нет побору Ротенберга!»
Безусловно, самое яростное сопротивление встречает внедрение новой системы «Платон»: начиная с 15 ноября, со всех большегрузных автомобилей (грузоподъемностью более 12 тонн) в России должны взимать дополнительную плату за проезд по трассам.
Размер платы — 3,73 рубля за каждый километр пройденного пути. Чтобы тарифицировать проезд, каждый водитель обязан установит специальное бортовое устройство с технологией спутникового слежения. А если сделать этого по каким-то причинам не может, то должен воспользоваться специальным интернет-сайтом, чтобы оформить маршрутную карту. Для тех предпринимателей, которые не оплачивают взнос, предусмотрены гигантские штрафы. В федеральный бюдждет-2016 уже заложено 40 млрд рублей сборов.
Обслуживает систему «Платон» компания «РТ-Инвест Транспортные системы», которым владеют госкорпорация «Ростех» и человек с небезызвестной фамилией Игорь Ротенберг.
Первая неделя работы «Платона» окончилась катастрофически: по данным председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ильи Ломакина-Румянцева, у крупных производителей возникли перебои с поставками до 30% продукции.
Готовятся новые акции протеста. Все это грозит срывом поставок продуктов торговым сетям
Потребовали отложить введение новой системы многие официальные лица, в частности, уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов и глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев. Предлагается, в частности, уменьшить штрафы за неуплату проезда и разрешить перевозчикам платить за проезд постфактум, а не авансом.
Но даже эти послабления практически не отразятся на малых компаниях и индивидуальных предпринимателях, которые занимаются грузоперевозками (сегодня, по оценкам, в стране сегодня около 1 миллиона реально работающих коммерческих грузовиков). Они будут поставлены на грань разорения…
Первая волна протестных акций дальнобойщиков состоялась 11 ноября, еще до внедрения системы «Платон». Одна из самых многочисленных стачек состоялась в Ставрополе: более полусотни грузовых автомобилей выстроились в километровую цепочку на обочине автотрассы Р-269, вывесив на лобовых стеклах транспаранты «Я против «Платона!», «Нет платному проезду!» и «Нет побору Ротенберга!». Бастующим не помещали ураганный боковой ветер и проливной дождь.
Как рассказал «СП-Юг» один из координаторов протестной акции, дальнобойщик Михаил Копылов, многие участники стачки были настроены крайне решительно. Одна хотели полностью перекрыть движение по автотрассе, другие — приехать на своих грузовиках на центральную площадь Ставрополя, встав перед домом правительства. Однако от таких решительных действий водителей удалось отговорить. Тем не менее, солидарность с протестующими выразили руководители крупных автотранспортных предприятий.
На автотрассах разглядели Госдеп
19 ноября протестная акция состоялась в Минеральных Водах, она была многочисленнее, нежели в Ставрополе — в ней приняли участие порядка трехсот водителей, причем не только из городов Кавминвод, но также из районов края, а также из соседних республик Северного Кавказа (Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии).
Как рассказал «СП-Юг» Михаил Копылов, акция была несанкционированной, но в ней приняли участие более ста грузовиков. На место проведения акции прибыли представители МВД и ФСБ, которые переписали госномера всех автомобилей. Дело даже едва не дошло до драки, когда полицейские пытались составить протоколы об административном правонарушении за организацию несанкционированного митинга.
На следующий день, по словам Михаила Копылова, нескольких наиболее активных участников стачки вызывали в полицию на опросы: от них требовали назвать организаторов протестной акции. Это укладывается в логику властей: так, депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Федоров заявил, будто акции протеста дальнобойщиков финансирует Госдеп.
Тем не менее, протестные акции, похоже, чиновников ничему не учат. Так, краевой депутат от ЛДПР Валерий Черницов считает, что плату с большегрузных автомобилей на Ставрополье возможно взимать и при прохождении ими внутренних дорог. Эта плата будет зачисляться в муниципальные дорожные фонды.
А по словам министра транспорта и дорожного хозяйства края Игоря Васильева, в будущем году на Ставрополье будет установлено шесть рамок весового контроля. Их смонтируют на трассах, где чаще всего фиксируются такие нарушения, в том числе в Кочубеевском и Кировском районах (тут находятся песчано-гравийные карьеры).
Однако все же самая крупная не только на Северном Кавказе, но и в масштабах страны протестная акция проходит в Дагестане. Она началась еще 14 ноября, и с тех пор охватывает все большее количество населенных пунктов и автотрасс: сейчас уже несколько сотен дальнобойщиков перекрыли движение в Карабудахкентском районе (около поселка Ачи-су и Манаса), около Каякента, Хасавюрта и Кизляра. На дорогах они стоят круглосуточно.
Почти полностью перекрыт транзит грузов по автодороге в Азербайджан: единичные транзитные машины бастующие все же пропускают, но после долгих переговоров с водителями. Акции в Дагестане проходят под неусыпным контролем силовиков, несколько человек уже были задержаны и доставлены в полицию.