У нее была мечта. Она родилась уже в то время, когда любая мечта о любимой профессии могла исполниться. Даже работая с мамой и братьями в поле, девочка представляла, как войдет в свой класс, как поздоровается с ребятами, что будет делать, чтобы ребята любили и слушались ее.
– Таня, не отставай, опять мечтаешь, – окликал кто-нибудь из братьев.
– А вы и не мечтаете и сено чисто не подбираете, – строго ответила девочка. – Вон какие дорожки оставляете. Убирайте, пожалуйста, лучше...
– Опять учит! Учительница... – не дослушав сестру, сказал один брат другому.
...Мечта сбылась. Уже 50 лет прошло с тех пор, когда Таня дала свой первый урок.
– Как же Вы, Татьяна Максимовна, попали в Дагестан? – спрашиваю учительницу.
– Давно это было...
Татьяна Максимовна задумалась... Перед ее глазами промелькнуло босоногое деревенское детство. Вспомнила веселый ручей, к которому наперегонки с братьями бежала на рассвете, его прохладную и живительную воду, ощутила в руке колосья, которые они собирали в поле, когда помогали матери зарабатывать трудодни. Отец умер рано, и матери одной трудно было поднимать детей, поэтому она и оба ее брата как могли помогали матери по хозяйству.
Мать её была трудолюбивая, и этому она и детей своих учила: «В первую очередь труд, дети, а уж потом потеха!» – любила повторять она. Дети не помнили мать сердитой, кричащей, недовольной. Всегда ровная, спокойная, рассудительная. Вот откуда у Татьяны Максимовны это спокойствие, трудолюбие и настойчивость.
Таня рано повзрослела. В 17 лет обивала пороги военкомата, просилась на фронт, где сражался ее старший брат. Второй брат трудился на нефтепромыслах. Она не представляла себе другого занятия в то время, когда враг кромсал ее страну, топтал ее землю. Но не брали ее на фронт: молодая слишком. «Ты нужна здесь!» – объяснял военком.
Работала в колхозе, потом секретарем сельского Совета, секретарем комсомола МТС. Потом долгожданная учеба. Ивановское педагогическое училище окончила с отличием, а в 1947 году – Краснодарский педагогический институт. Училась хорошо, своим трудолюбием снискала любовь и уважение однокурсников и преподавателей. После окончания института ей предложили остаться работать на кафедре. Но Таня знала, как сейчас трудно с педагогическими кадрами в национальных республиках, и вместе с двумя подругами Верой и Аней поехала в Дагестан.
Ошеломляющее впечатление на девушек произвел этот дивный, самобытный край. Послали их работать в Хунзахский район, в Аранинскую среднюю школу.
Сегодня Татьяна Максимовна вспоминает:
– Мы долго добирались до нашей школы. Рюкзаки за плечами, в руках связки книг, а в голове одна мысль: «Как-то нас встретят? Как устроимся?» Встретили нас чудесно, как говорится, хлебом-солью, отвели нам комнату. Пока мы располагались, убирали свое новое жилье, пришли наши будущие коллеги, принесли кастрюлю горячего супа и душистый горский хлеб. Тогда мы не знали, что хлеб называют чуреком. Принесли просто, как своим, как родным, как близким.
Когда человек вспоминает о чем-то хорошем, дорогом, он весь меняется. Вот и у Татьяны Максимовны голос стал мягче, взгляд ласковее, и на губах появилась нежная, чуть таинственная улыбка. Она будто хотела сказать: «Вам такого не испытать!»
– Мне кажется, – через секунду продолжает она, – что это было самое дорогое, прекрасное время. Трудно было, голодно, но тепло, душевно тепло. Бесподобное отношение горцев к нам, окружение уважением. Они оберегали нас от всевозможных неприятностей. Такой тяги к знаниям, как у горских ребят того времени, больше я не встретила. А ведь жили тогда в послевоенный период очень тяжело. Страна залечивала послевоенные раны, восстанавливали не только дома и заводы, восстанавливали целые города. Не всегда было сытно, не все были хорошо одеты, но у ребят был большой интерес к учебе, к познанию мира. Мы давали детям знания, а сами изучали край, где они жили, его историю, нравы, обычаи.
Как сейчас, помню свой первый выпуск в Аранинской школе: ныне мои первые ученики стали известными людьми в республике: ректор Даггосуниверситета, к сожалению, ныне покойный Ахмед Магомедов, бывшие партийные работники Ахкубек Алиев, Магомед Тагиров, бывший министр культуры ДАССР Дибир Магомедов. Помню всех: честные, уважаемые люди в республике, а для меня – дети. Помню их шалости, их радости, их победы и неудачи. Как мы все волновались в дни выпускных экзаменов. Если мы, учителя, привили ученикам любовь к Родине, к труду – это самая главная наша победа.
Да, сделано учителями и Татьяной Максимовной много. Приведу одну лишь выдержку из письма, присланного много лет назад Ахмедом Магомедовым, ректором Даггосуниверситета, тогда студентом вуза: «Я себе дал такое обещание: закончить МГУ так, как Вы, моя учительница – с отличием».
– Мы ведь тоже учились. Нашими учителями-наставниками, – продолжает Татьяна Максимовна, – были опытные учителя Мансур Гайдарбеков, Муртузали Гаджиев, Дибир Атаев. С каким терпением они втолковывали нам, русским девушкам, как лучше подобрать ключи к малым и старым, как сделать так, чтобы завоевать у сельчан уважение, сердечность, доверие.
Приехав в Дагестан на несколько лет, Татьяна Максимовна осталась здесь на всю жизнь. Ее вскоре перевели работать в Дербент. Снова школа, любимая учительская работа.
За добросовестный труд Татьяне Максимовне присвоены звания «Заслуженный учитель Дагестана», «Отличник просвещения». Даже рождение дочери не оторвало ее от любимого дела. Хватало времени и на воспитание собственного ребенка, и на всех, кого обучала в школе.
Долгое время Татьяна Максимовна работала директором дербентского детского дома № 2, и этот период в ее жизни занимает важное, даже главное место.
В 1942 году, когда гремела война, был организован этот детдом для детей военнослужащих и погибших. Тяжело было в то время народу, стране, но лучшее отдавалось сиротам войны. Сначала детский дом размещался в приспособленном здании, а с 1972 года перешли в новое, с хорошими групповыми комнатами, спальней, читальным залом.
– Мама – первое слово, произносимое ребенком, первое соприкосновение с миром, первое восприятие добра, первое прикосновение к человечеству, – размышляет Татьяна Максимовна. – А как же быть маленькому человеку, у которого нет мамы? То ли жестокая болезнь унесла ее, то ли она не соответствует этому звучному, всеобъемлющему понятию и оставила своего малыша, не одарив его первый взгляд улыбкой, не дождавшись его первых исследовательских шажков. Государство в нашей стране стоит на страже детства. Но кто ребенку может заменить мать? Ничто, конечно, не заменит ему семью, хотя мы и пытаемся создать условия, приближенные к домашним. Наши дети очень ранимы, к ним требуется особый подход. Любой ребенок чувствителен к фальши, а наши – особенно. Сто тридцать шесть ребят с семи до шестнадцати лет проживают в одной большой многонациональной семье. У нac живут представители 20 национальностей. Каждому из нас, а детям особенно, нужны забота, доверие и любовь, дом. Обрести все это непросто. Нам нужно суметь воспитать прежде всего в себе чуткость к внутреннему миру другого, готовность взять на себя ответственность за него, тогда детские души откроются нам и всему миру.
О воспитанниках детского дома Татьяна Максимовна рассказывает взахлеб. Она работала в детском доме с 1970 года и каждого своего питомца, каждого выпускника помнит, знает по имени, и они платят ей такой же любовью и памятью.
Выпускники не забывают тех, кто выпустил их в жизнь, и часто свой отпуск начинают с детского дома, пишут письма с Дальнего Востока, из Свердловска, Гурьевска. Везде на необъятных просторах родины живут выпускники Дербентского детского дома.
О своих выпускниках Татьяна Максимовна вспоминает с материнским теплом и грустью: уж очень дороги ей эти воспоминания. Она видит плоды своей работы. Как хлебороб, взрастивший своим трудом и потом богатый урожай, любовно и бережно держит в руках тяжелый, налитой колос, так и Татьяна Максимовна осторожно перебирает письма, пришедшие на ее имя.