Казаки. Постигая Толстого

12 Декабря 2015 в 14:06 Автор: Магомед Абдулхабиров Кавказский дом 2364
Казаки. Постигая Толстого

                                            К А З А К И
                                ПОСТИГАЯ ТОЛСТОГО
                                                          Магомед Абдулхабиров
       «У каждого писателя есть некий гениальный человек, который может музыкально воплотить его замысел в жизнь. Таким для Толстого был Сергей Прокофьев с оперой " Война и мир", а сегодня им стал Ширвани Чалаев, соединивший в себе высокую культуру Кавказа и традиции Русской литературы" (Виталий РЕМИЗОВ).
     В мировой литературе трудно найти писателя, равного Льву Толстому не только по откровению (выворачиванию душу на изнанку), но и по мучительному поиску смысла человеческого бытия в течение всей своей жизни. В каждом, а их много бессмертных, произведении у него глубинные раздумья о жизни не для театра, а для ответа самому себе.  Это, в полной мере,  соотносимо и к его повести "Казаки", над которым Лев Николаевич работал почти десять (1853- 1863)  лет с перерывами,  и, в которой много автобиографического из его трехлетней жизни в казачьей станице на берегу Терека. Как и главный герой повести,  Дмитрий Оленин, молодой Лев Толстой пытается начать новую жизнь, в которой " уже не будет больше ошибок, не будет раскаивания, а, наверное, будет одно счастье".
    В бурные дни мятежного Кавказа вспыхивает, романтическая, чистая и страстная любовь аристократа Оленина из столицы к станичной красавице Марьяне. Однако у реальности свои измерения. К сожалению, счастье не состоялось, что в жизни часто случается.  «Никогда ничего от меня тебе не будет" ( Марьяна). "Оленин оглянулся. Дядя Ерошка разговаривал с Марьянкой, видимо, о своих делах, и ни старик, ни девка не смотрели на него". Было это в 1851 году, а написание повести завершено в 1863 году. Толстой никогда не торопился.
     И вот спустя 180 лет композитор Ширвани Чалаев возвращается к этому произведению по предложению директора Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве, Заслуженного деятеля искусств России В. Б. Ремизова.
    Давно зная Виталия Ремизова - крупнейшего ученого- исследователя творчества великого Льва Николаевича Толстого, попросил его поведать о предыстории создания оперы и соответствия музыки и повести.

                  "Государственный музей Л.Н. Толстого ( Москва) совместно с выдающимся композитором современности Ширвани Чалавым реализовал два проекта- постановки опер "Хаджи-Мурат" (2003) и "Казаки" (2008). Первая была осуществлена на премьере в толстовской усадьбе " Хамовники", а вторая увидела свет в день 180-летия писателя и прошла на концертной площадке Государственного музея А.С. Пушкина.
      Работа над вторым проектом, как и над первым, была захватывающей. Всю организационную работу и финансовое обеспечение взял на себя музей: от тиражирования нот партитуры, пошива костюмов, печатной продукции до организации самого действа с приглашением известных в стране и за рубежом творческих коллективов- Московский театр "Амадей" под управлением Олега Митрафанова, симфонический оркестр им. С.В.Рахманинова ( дирижер- Олег Солдатов), Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова (художественный руководитель - С. Гусев).
    До сих пор в памяти светлый зал Пушкинского музея на Кропоткинской, сотни восторженных глаз, несмолкаемые аплодисменты, но главное - чарующая музыка композитора, незабываемые голоса солистов, блистательное хоровое пение Юрловской капеллы и, конечно, прозвучавший, как родник живой воды, голос самого Чалаева.
     Опера "Казаки", как и "Хаджи-Мурат", была написана в трудные годы, когда полыхал Северный Кавказ. Зло, казалось, сильнее добра. Напряжение эпох, переплетение трагических жизненных судеб, сопряжение интересов народов и наций-  все это воплотилось в драматургии музыки Ширвани Чалаева. Так может говорить с современником мудрый человек, знающий земную жизнь не понаслышке, проходящей по миру бесконечности через страдание, чтобы призвать современников к пониманию и любви.
      В музыке Чалаева слышится голос самой Земли, голоса гор и равнин, живой воды и пения птиц. Страдающая душа томится по родному дому, по мирной жизни. Как и у Толстого, у Ширвани "война есть противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". И потому в его операх так много лирики, света, материнской любви и отцовской сдержанности. Перефразируя Пушкина, можно сказать, что порой забываешь мир и в сладкой тишине душа "стесняется лирическим волнением". В операх, как бы ни был трагичен финал, много света, много мелодий, захватывающих слушателя, "заражающих", употреблял слово Толстого, подлинные искусством-  не головным, а органически выходящим из души великого композитора.
     Уверен, что придет время, и каждый серьезный театральный коллектив (и не только у нас в стране) сочтет за честь исполнить оперы Ширвани Чалаева. Сознание радости, что я знаю этого человека и по мере сил смог помочь ему» (Виталий РЕМИЗОВ).
   
   Никогда в истории России оперы композитора из Дагестана не были представлены ни в Москве, ни в Нижнем Новгороде. Поэтому я с волнением в душе  поехал в Нижний Новгород на Мировую премьеру Ширвани Чадаева «КАЗАКИ» по повести Л.Н.Толстого.

  ...На премьере оперы, а затем рано утром в поезде "Нижний Новгород - Москва" я оказался по соседству с музыковедом мирового уровня Е.Левашовым - профессором Московской консерватории и главным научным сотрудником государственного института искусствоведения, консультантом Большого театра, театра Ла Скала, Берлинской, Даллаской, Мюнхенской и многих именитых мировых театров. Евгений Михайлович - редчайший в мире специалист по реставрации старинных оперных произведений. Он был очень  уставшим из-за множества перелетов и переездов. И, тем менее, его мнение было доброжелательным. " Опера " Казаки"- музыкальный бриллиант со своей гранкой. Это видение кавказцем жизни в казачьей станице; в опере много этнического; в этом есть своя прелесть; автор сильно владеет хоровой культурой; это замечательно. Опера отличается фрагментарностью, что логична и типична для немецкой школы...". Вероятно, нужно ознакомление с оперой выдающегося маэстро в более спокойном состоянии для того, чтобы прислушаться к его советам и заветам.
       И в этом же скоростном поезде "Стриж" ( Москва - Нижний Новгород) мне удалось  беседовать и с Ширвани Рамазоновичем тоже.

    "Когда композитор пишет музыку, он почти не думает о впечатление, которое произведет его сочинение, ибо сочинение музыки уводит композитора в тайные мысли и глубинные чувства. К примеру, когда Оленин влюбляется в Марьяну, он влюбляется и в окружающий мир возлюбленной (горы, воздух, людей, быт...), хотя до этого он относился ко всему этому с иронией. Если бы не смерть Лукаши, мы еще не знаем какой бы стала судьба этого треугольника влюбленных.
    Когда писал оперу, я был целиком поглощен повестью великого Льва Толстого.  Красавица Марьяна смогла сохранить в себе свободу и честь. Нет, не обольстилась Марьяна на жизнь в столице, и не остался Оленин в станице, хотя мог стать казаком и связать свою судьбу с Марьяной после убийства Лукаши. В чем особенность повести Льва Николаевича? Нет в повести ненависти друг другу у казаков и кавказцев. У них есть кунаки, знают друг друга и даже одаривают друг друга кинжалом, конем и другими дорогими подарками. Да, там шла война, но она как повседневность, данность времени; нет у казаков и горцев жажда уничтожить друг друга, а есть стремления защитить себя от " не мирных" соседей. Пожалуй, главным героем повести можно было бы считать Ерошку, знающего жизнь в полном ее измерении; ничего, что он любить пить, но он богат чистыми чувствами и большими раздумьями. Это он один в повести жалеет убийства абрека.
     У меня есть ощущение, что Л. Н. Толстой жаждал простой, чистой любви без сословных, религиозных и национальных препятствий, но, к сожалению, этого оказалось не возможным, ибо человек перегружен  многими условностями. Лев Николаевич гениален еще в том, что простые вещи он описывает как вечные истины. А как удалось мне перенести повесть Льва Николаевича на музыкальное плато судить зрителям. Отзывы специалистов вполне доброжелательны, что радует…»

         Безусловно, мнение профессионалов чрезвычайно важно во всем, в том числе и   по оперному пению тоже. В этой связи я попросил высказать свое мнение замечательную оперную певицу Камерного музыкального театра имени Б.А.Покровского, лауреата многих Международных конкурсов   Ирину НАРСКУЮ. Я имел счастье слушать несколько раз ее пение в опере Ширвани Чалаева «Кровавая свадьба» по одноименной трагедии Гарсиа Лорке.         

     «Мне недавно посчастливилось побывать на премьере оперы Ширвани Чалаева по повести Л.Н. Толстого "Казаки" в Нижегородском театре оперы и балета. Впечатление сильное! Сразу не могла написать о нем, надо было, чтобы оно отстоялось, выкристаллизовалось! С первой секунды действие завораживает, увлекает! Музыка как бы втягивает зрителей  в происходящее.
  В повести Л.Н. Толстого действие происходит в казачьей станице на границе с горскими аулами. Удивительно, музыка звучит глубоко национально: у казаков исконно русская, а у горцев - ярко национальные мотивы. Композитор мастерски сплетает эти мотивы, как происходит и в жизни людей - взаимовлияние культур.
  Холодный и несколько надменный Оленин (Алексей Кошелев и Владимир Боровиков) увлекается яркими проявлениями жизни и страсти народа, влюбляется в казачку Марьянку. Обеим исполнительницам роли Марьяны удалось создать незабываемый образ. Если одна (Татьяна Гарькушова) независима и строптива, то другая (Екатерина Ефремова) более мягкая, женственная, но обе певицы заслуживают огромной похвалы! Они смогли создать не ходульно - оперный образ, а живой страдающий, завлекающий и трепетный характер, чистый и светлый! Причем, это они делают замечательными голосами: бархатное контральто Татьяны, полного диапазона, незабываемого тембра переливается всевозможными красками и меццо-собрано Екатерины, чувственное и нежное, передающее все движения души, создают неповторимый образ! А это дорого стоит!
     Молодой казак Лукашка, сосватавший Марьянку, страстный и неудержимый в исполнении Игоря Леуса и  Евгения Скорочкина. Может быть последнему на сцене немного не достает любви к Марьяне, но то, что между исполнителями живые чувства, сразу видно зрителям.
    Необыкновенный бриллиант- роль Ерошки в исполнении Виктора Ряузова. Невозможно отвлечься ни на секунду, когда звучит его проникновенный, очень чистый и богатый красками бас. Думаю, что этому молодому артисту подвластны разные характеры и партии. Возможно, он когда-нибудь споет Короля Лира в одноименной опере Ширвани Чалаева. Это была бы звездная роль!
  Теперь отдельно хочется сказать про хор. Изумительная работа! Замечательные голоса, слаженность и тонкость исполнения, чистота и какое-то радостное, если можно так сказать про Толстовскую драму, пение. Впечатление, что артистам очень нравится петь музыку, сочиненную композитором, это происходит естественно, как в жизни! А то, что хор затанцевал и как! Спасибо балетмейстеру Андрею Альшакову! Очень логичные  и красивые танцы у хора: и русские, и горские! Казалось бы, не очень сложные движения, но построение танцев точны и исходят изнутри, а не ради перестроений! Танцы яркие и с юмором, глубоко национальные и эмоциональные! Прекрасная работа балетмейстера!
  Конечно же, не было бы спектакля без режиссера Ильи Можайского! Сразу чувствуется профессиональная работа над образами у оперных артистов, а это довольно непросто! Думаю, что концепция спектакля, где на первый план выходят чувства, отношения героев, а не просто сюжет, тоже заслуга режиссера! В свое время Б.А. Покровский говорил о том, что на сцене "нужны личности" В спектакле "Казаки" это получилось.
    Еще хочется отметить работу художника Станислава Фесько, который так ввел зрителей плывущими облаками в горную местность, как будто они сами сначала парили орлами над горами и приземлились в казачьей станице! 
     В глубине сцены горы, придающие правильную перспективу. Радует, что традиционные декорации вместе со световыми эффектами создают иллюзию собственного присутствия в месте действия! Браво! Поздравляю, очень интересная, хорошая, добротная работа! 
    И еще, пожалуй, главная "личность" в спектакле - это оркестр под  руководством главного дирижера театра Рената Жиганшина! При неимоверно сложном в звуковом отношении зале оркестру удалось органично и тонко не только аккомпанировать действию , но быть главным действующим лицом оперы "Казаки". Музыка передавала и самые нежные, и самые страстные движения души, делала повесть Л.Н. Толстого многоплановой, объемной, ей хотелось сопереживать, а не потреблять готовый "продукт", как в телевидении. В беседе с молодой парой зрителей (эстрадных музыкантов)  в антракте мне удалось узнать, что ребятам очень интересно, они увлечены и сюжетом, и музыкой и внимают спектаклю с большой радостью!
    Браво музыкантам! Вы в современной молодежи способны пробудить не только интерес к оперному искусству, но и затронуть те струны души, о которых юноши и девушки даже и не подозревают! 
  Огромное спасибо всем за настоящий оперный спектакль! Буду надеяться, что он долго будет в репертуаре Нижегородского театра оперы и балета незабываемым событием для зрителей!».

     Мнение зрителя. «Сцена театра слишком маленькая и думала: «Какие горы? Какие просторы? Какие «Казаки» в Нижнем Новгороде?». Заранее предвкушая разочарование, отправилась  на премьеру. 

    Чудо все-таки произошло. Зал растворился в горном пейзаже: величие природы, величие музыки. Полное соответствие костюмам танца, образов. Даже не спектакль, а какое-то волшебное действо заставило присутствующих соединится в этой всепоглощающей гармонии в едином устремлении. Зрители были свидетелями триумфа. Когда творцы вышли на поклон, зрители, не желая отпускать то самое мгновение, прекрасное, возвышающее и очищающее.  У многих были слёзы счастья, даже у актеров. Браво! Браво! Браво!» Ольга Неруш.

      Магомед Абдулхабиров abdulkhabirov@yandex.ru 12 декабря 2015 г. 89035773525

 

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук
Самые интересные статьи недели
23.01.2018 в 23:35 События 64
Дагестанская газета "по ошибке" лишила четырех преподавателей Дагестанских ВУЗов их ученых степеней
На сайте газеты "Новое дело" размещен материал, в котором говорится, что на сайте ВАКа размещена информация о  том, что четверо преподавателей из Дагестана лишены их ученых степеней, что является неправдой.
24.01.2018 в 09:15 Проект 34
В Ингушетии стимулируют социальную активность через решение земельных вопросов
В завершение встречи Юнус-Бека Евкуров высказался за эффективное использование выделяемых земельных участков и обозначил свое участие с точки зрения контроля в этом вопросе.

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Более 640 хищений пресечено на Северо-Кавказской магистрали в 2017 году
12.01.2018 в 13:54
В общей сложности за административные и уголовные правонарушения в 2017 году на СКЖД задержано более 6,5 тыс. человек.
Дагестанский суд может без суда признать преступником. Следы ведут к бывшему руководству республики
12.12.2017 в 18:34
Защита считает дело сфабрикованным, заказным, носящим откровенно коррупционный характер, с целью устранения его из арбитражных судебных процессов, по ...
Шопинг в Стамбуле закончился для двух женщин конфискацией товара
17.11.2017 в 13:53
Именно факт подозрительной однородности содержимого багажа и дал основания предположить, что женщина пытается провезти товарную партию под видом личны...
Юнус-Бек Евкуров рассказал о нападении на пост ДПС
05.11.2017 в 21:32
На пост ДПС в Яндаре сегодня вечером было совершено подлое нападение...
Юнус-Бек Евкуров встретился с Королем Саудовской Аравии
02.11.2017 в 17:58
Далее в ходе встречи Юнус-Бек Евкуров выступил с отдельным докладом перед принимающей стороной.
За анаболики можно и под статью попасть...
02.11.2017 в 11:54
Возбуждено уголовное дело  по части  1 статьи  226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих веществ). Санкциями да...
Ростовская детская железная дорога перевезла за сезон около 20 тыс. пассажиров
01.11.2017 в 10:42
В ходе торжественного мероприятия юным железнодорожникам вручили почетные грамоты за активное участие в летней учебно-эксплуатационной практике 2017 г...
В Ингушетии появится современная лабораторная служба
01.11.2017 в 10:40
В Москве Ю.Евкуров встретился с Генеральным директором Единой клинико-диагностической лаборатории (ЕКДЛ) России Константином Рукиным...
Круглый стол "Общественно-политическая и социально- экономическая обстановка в Республике Дагестан"
27.10.2017 в 19:05
Магомед Абдулхабиров: Мы все и каждый из нас в ответе за судьбу Дагестана! В очередной раз Дагестану предоставлен  шанс вырваться из воровск...
Можно ли научиться быть счастливым?
19.10.2017 в 11:45
К счастью человек приходит. И, конечно, над ним нужно работать. Вот несколько советов, как достичь этого состояния...
Предотвращен незаконный провоз валюты  на международном авиарейсе
19.10.2017 в 11:43
Как следует из объяснений россиянки, она «не знала, что перемещаемую валюту необходимо декларировать»...
Мотивация как способ самовоспитания
15.10.2017 в 19:28
Мы продолжаем наш цикл статей по мотивации на успех и воспитание удачи! Бесплатный розыгрыш денежных призов вознаграждает и поощряет игроков продолжат...
Авторы и эксперты