К А З А К И
ПОСТИГАЯ ТОЛСТОГО
Магомед Абдулхабиров
«У каждого писателя есть некий гениальный человек, который может музыкально воплотить его замысел в жизнь. Таким для Толстого был Сергей Прокофьев с оперой " Война и мир", а сегодня им стал Ширвани Чалаев, соединивший в себе высокую культуру Кавказа и традиции Русской литературы" (Виталий РЕМИЗОВ).
В мировой литературе трудно найти писателя, равного Льву Толстому не только по откровению (выворачиванию душу на изнанку), но и по мучительному поиску смысла человеческого бытия в течение всей своей жизни. В каждом, а их много бессмертных, произведении у него глубинные раздумья о жизни не для театра, а для ответа самому себе. Это, в полной мере, соотносимо и к его повести "Казаки", над которым Лев Николаевич работал почти десять (1853- 1863) лет с перерывами, и, в которой много автобиографического из его трехлетней жизни в казачьей станице на берегу Терека. Как и главный герой повести, Дмитрий Оленин, молодой Лев Толстой пытается начать новую жизнь, в которой " уже не будет больше ошибок, не будет раскаивания, а, наверное, будет одно счастье".
В бурные дни мятежного Кавказа вспыхивает, романтическая, чистая и страстная любовь аристократа Оленина из столицы к станичной красавице Марьяне. Однако у реальности свои измерения. К сожалению, счастье не состоялось, что в жизни часто случается. «Никогда ничего от меня тебе не будет" ( Марьяна). "Оленин оглянулся. Дядя Ерошка разговаривал с Марьянкой, видимо, о своих делах, и ни старик, ни девка не смотрели на него". Было это в 1851 году, а написание повести завершено в 1863 году. Толстой никогда не торопился.
И вот спустя 180 лет композитор Ширвани Чалаев возвращается к этому произведению по предложению директора Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве, Заслуженного деятеля искусств России В. Б. Ремизова.
Давно зная Виталия Ремизова - крупнейшего ученого- исследователя творчества великого Льва Николаевича Толстого, попросил его поведать о предыстории создания оперы и соответствия музыки и повести.
"Государственный музей Л.Н. Толстого ( Москва) совместно с выдающимся композитором современности Ширвани Чалавым реализовал два проекта- постановки опер "Хаджи-Мурат" (2003) и "Казаки" (2008). Первая была осуществлена на премьере в толстовской усадьбе " Хамовники", а вторая увидела свет в день 180-летия писателя и прошла на концертной площадке Государственного музея А.С. Пушкина.
Работа над вторым проектом, как и над первым, была захватывающей. Всю организационную работу и финансовое обеспечение взял на себя музей: от тиражирования нот партитуры, пошива костюмов, печатной продукции до организации самого действа с приглашением известных в стране и за рубежом творческих коллективов- Московский театр "Амадей" под управлением Олега Митрафанова, симфонический оркестр им. С.В.Рахманинова ( дирижер- Олег Солдатов), Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова (художественный руководитель - С. Гусев).
До сих пор в памяти светлый зал Пушкинского музея на Кропоткинской, сотни восторженных глаз, несмолкаемые аплодисменты, но главное - чарующая музыка композитора, незабываемые голоса солистов, блистательное хоровое пение Юрловской капеллы и, конечно, прозвучавший, как родник живой воды, голос самого Чалаева.
Опера "Казаки", как и "Хаджи-Мурат", была написана в трудные годы, когда полыхал Северный Кавказ. Зло, казалось, сильнее добра. Напряжение эпох, переплетение трагических жизненных судеб, сопряжение интересов народов и наций- все это воплотилось в драматургии музыки Ширвани Чалаева. Так может говорить с современником мудрый человек, знающий земную жизнь не понаслышке, проходящей по миру бесконечности через страдание, чтобы призвать современников к пониманию и любви.
В музыке Чалаева слышится голос самой Земли, голоса гор и равнин, живой воды и пения птиц. Страдающая душа томится по родному дому, по мирной жизни. Как и у Толстого, у Ширвани "война есть противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". И потому в его операх так много лирики, света, материнской любви и отцовской сдержанности. Перефразируя Пушкина, можно сказать, что порой забываешь мир и в сладкой тишине душа "стесняется лирическим волнением". В операх, как бы ни был трагичен финал, много света, много мелодий, захватывающих слушателя, "заражающих", употреблял слово Толстого, подлинные искусством- не головным, а органически выходящим из души великого композитора.
Уверен, что придет время, и каждый серьезный театральный коллектив (и не только у нас в стране) сочтет за честь исполнить оперы Ширвани Чалаева. Сознание радости, что я знаю этого человека и по мере сил смог помочь ему» (Виталий РЕМИЗОВ).
Никогда в истории России оперы композитора из Дагестана не были представлены ни в Москве, ни в Нижнем Новгороде. Поэтому я с волнением в душе поехал в Нижний Новгород на Мировую премьеру Ширвани Чадаева «КАЗАКИ» по повести Л.Н.Толстого.
...На премьере оперы, а затем рано утром в поезде "Нижний Новгород - Москва" я оказался по соседству с музыковедом мирового уровня Е.Левашовым - профессором Московской консерватории и главным научным сотрудником государственного института искусствоведения, консультантом Большого театра, театра Ла Скала, Берлинской, Даллаской, Мюнхенской и многих именитых мировых театров. Евгений Михайлович - редчайший в мире специалист по реставрации старинных оперных произведений. Он был очень уставшим из-за множества перелетов и переездов. И, тем менее, его мнение было доброжелательным. " Опера " Казаки"- музыкальный бриллиант со своей гранкой. Это видение кавказцем жизни в казачьей станице; в опере много этнического; в этом есть своя прелесть; автор сильно владеет хоровой культурой; это замечательно. Опера отличается фрагментарностью, что логична и типична для немецкой школы...". Вероятно, нужно ознакомление с оперой выдающегося маэстро в более спокойном состоянии для того, чтобы прислушаться к его советам и заветам.
И в этом же скоростном поезде "Стриж" ( Москва - Нижний Новгород) мне удалось беседовать и с Ширвани Рамазоновичем тоже.
"Когда композитор пишет музыку, он почти не думает о впечатление, которое произведет его сочинение, ибо сочинение музыки уводит композитора в тайные мысли и глубинные чувства. К примеру, когда Оленин влюбляется в Марьяну, он влюбляется и в окружающий мир возлюбленной (горы, воздух, людей, быт...), хотя до этого он относился ко всему этому с иронией. Если бы не смерть Лукаши, мы еще не знаем какой бы стала судьба этого треугольника влюбленных.
Когда писал оперу, я был целиком поглощен повестью великого Льва Толстого. Красавица Марьяна смогла сохранить в себе свободу и честь. Нет, не обольстилась Марьяна на жизнь в столице, и не остался Оленин в станице, хотя мог стать казаком и связать свою судьбу с Марьяной после убийства Лукаши. В чем особенность повести Льва Николаевича? Нет в повести ненависти друг другу у казаков и кавказцев. У них есть кунаки, знают друг друга и даже одаривают друг друга кинжалом, конем и другими дорогими подарками. Да, там шла война, но она как повседневность, данность времени; нет у казаков и горцев жажда уничтожить друг друга, а есть стремления защитить себя от " не мирных" соседей. Пожалуй, главным героем повести можно было бы считать Ерошку, знающего жизнь в полном ее измерении; ничего, что он любить пить, но он богат чистыми чувствами и большими раздумьями. Это он один в повести жалеет убийства абрека.
У меня есть ощущение, что Л. Н. Толстой жаждал простой, чистой любви без сословных, религиозных и национальных препятствий, но, к сожалению, этого оказалось не возможным, ибо человек перегружен многими условностями. Лев Николаевич гениален еще в том, что простые вещи он описывает как вечные истины. А как удалось мне перенести повесть Льва Николаевича на музыкальное плато судить зрителям. Отзывы специалистов вполне доброжелательны, что радует…»
Безусловно, мнение профессионалов чрезвычайно важно во всем, в том числе и по оперному пению тоже. В этой связи я попросил высказать свое мнение замечательную оперную певицу Камерного музыкального театра имени Б.А.Покровского, лауреата многих Международных конкурсов Ирину НАРСКУЮ. Я имел счастье слушать несколько раз ее пение в опере Ширвани Чалаева «Кровавая свадьба» по одноименной трагедии Гарсиа Лорке.
«Мне недавно посчастливилось побывать на премьере оперы Ширвани Чалаева по повести Л.Н. Толстого "Казаки" в Нижегородском театре оперы и балета. Впечатление сильное! Сразу не могла написать о нем, надо было, чтобы оно отстоялось, выкристаллизовалось! С первой секунды действие завораживает, увлекает! Музыка как бы втягивает зрителей в происходящее.
В повести Л.Н. Толстого действие происходит в казачьей станице на границе с горскими аулами. Удивительно, музыка звучит глубоко национально: у казаков исконно русская, а у горцев - ярко национальные мотивы. Композитор мастерски сплетает эти мотивы, как происходит и в жизни людей - взаимовлияние культур.
Холодный и несколько надменный Оленин (Алексей Кошелев и Владимир Боровиков) увлекается яркими проявлениями жизни и страсти народа, влюбляется в казачку Марьянку. Обеим исполнительницам роли Марьяны удалось создать незабываемый образ. Если одна (Татьяна Гарькушова) независима и строптива, то другая (Екатерина Ефремова) более мягкая, женственная, но обе певицы заслуживают огромной похвалы! Они смогли создать не ходульно - оперный образ, а живой страдающий, завлекающий и трепетный характер, чистый и светлый! Причем, это они делают замечательными голосами: бархатное контральто Татьяны, полного диапазона, незабываемого тембра переливается всевозможными красками и меццо-собрано Екатерины, чувственное и нежное, передающее все движения души, создают неповторимый образ! А это дорого стоит!
Молодой казак Лукашка, сосватавший Марьянку, страстный и неудержимый в исполнении Игоря Леуса и Евгения Скорочкина. Может быть последнему на сцене немного не достает любви к Марьяне, но то, что между исполнителями живые чувства, сразу видно зрителям.
Необыкновенный бриллиант- роль Ерошки в исполнении Виктора Ряузова. Невозможно отвлечься ни на секунду, когда звучит его проникновенный, очень чистый и богатый красками бас. Думаю, что этому молодому артисту подвластны разные характеры и партии. Возможно, он когда-нибудь споет Короля Лира в одноименной опере Ширвани Чалаева. Это была бы звездная роль!
Теперь отдельно хочется сказать про хор. Изумительная работа! Замечательные голоса, слаженность и тонкость исполнения, чистота и какое-то радостное, если можно так сказать про Толстовскую драму, пение. Впечатление, что артистам очень нравится петь музыку, сочиненную композитором, это происходит естественно, как в жизни! А то, что хор затанцевал и как! Спасибо балетмейстеру Андрею Альшакову! Очень логичные и красивые танцы у хора: и русские, и горские! Казалось бы, не очень сложные движения, но построение танцев точны и исходят изнутри, а не ради перестроений! Танцы яркие и с юмором, глубоко национальные и эмоциональные! Прекрасная работа балетмейстера!
Конечно же, не было бы спектакля без режиссера Ильи Можайского! Сразу чувствуется профессиональная работа над образами у оперных артистов, а это довольно непросто! Думаю, что концепция спектакля, где на первый план выходят чувства, отношения героев, а не просто сюжет, тоже заслуга режиссера! В свое время Б.А. Покровский говорил о том, что на сцене "нужны личности" В спектакле "Казаки" это получилось.
Еще хочется отметить работу художника Станислава Фесько, который так ввел зрителей плывущими облаками в горную местность, как будто они сами сначала парили орлами над горами и приземлились в казачьей станице!
В глубине сцены горы, придающие правильную перспективу. Радует, что традиционные декорации вместе со световыми эффектами создают иллюзию собственного присутствия в месте действия! Браво! Поздравляю, очень интересная, хорошая, добротная работа!
И еще, пожалуй, главная "личность" в спектакле - это оркестр под руководством главного дирижера театра Рената Жиганшина! При неимоверно сложном в звуковом отношении зале оркестру удалось органично и тонко не только аккомпанировать действию , но быть главным действующим лицом оперы "Казаки". Музыка передавала и самые нежные, и самые страстные движения души, делала повесть Л.Н. Толстого многоплановой, объемной, ей хотелось сопереживать, а не потреблять готовый "продукт", как в телевидении. В беседе с молодой парой зрителей (эстрадных музыкантов) в антракте мне удалось узнать, что ребятам очень интересно, они увлечены и сюжетом, и музыкой и внимают спектаклю с большой радостью!
Браво музыкантам! Вы в современной молодежи способны пробудить не только интерес к оперному искусству, но и затронуть те струны души, о которых юноши и девушки даже и не подозревают!
Огромное спасибо всем за настоящий оперный спектакль! Буду надеяться, что он долго будет в репертуаре Нижегородского театра оперы и балета незабываемым событием для зрителей!».
Мнение зрителя. «Сцена театра слишком маленькая и думала: «Какие горы? Какие просторы? Какие «Казаки» в Нижнем Новгороде?». Заранее предвкушая разочарование, отправилась на премьеру.
Чудо все-таки произошло. Зал растворился в горном пейзаже: величие природы, величие музыки. Полное соответствие костюмам танца, образов. Даже не спектакль, а какое-то волшебное действо заставило присутствующих соединится в этой всепоглощающей гармонии в едином устремлении. Зрители были свидетелями триумфа. Когда творцы вышли на поклон, зрители, не желая отпускать то самое мгновение, прекрасное, возвышающее и очищающее. У многих были слёзы счастья, даже у актеров. Браво! Браво! Браво!» Ольга Неруш.
Магомед Абдулхабиров abdulkhabirov@yandex.ru 12 декабря 2015 г. 89035773525