Казаки. Постигая Толстого

12 Декабря 2015 в 14:06 Автор: Магомед Абдулхабиров Кавказский дом 2289
Казаки. Постигая Толстого

                                            К А З А К И
                                ПОСТИГАЯ ТОЛСТОГО
                                                          Магомед Абдулхабиров
       «У каждого писателя есть некий гениальный человек, который может музыкально воплотить его замысел в жизнь. Таким для Толстого был Сергей Прокофьев с оперой " Война и мир", а сегодня им стал Ширвани Чалаев, соединивший в себе высокую культуру Кавказа и традиции Русской литературы" (Виталий РЕМИЗОВ).
     В мировой литературе трудно найти писателя, равного Льву Толстому не только по откровению (выворачиванию душу на изнанку), но и по мучительному поиску смысла человеческого бытия в течение всей своей жизни. В каждом, а их много бессмертных, произведении у него глубинные раздумья о жизни не для театра, а для ответа самому себе.  Это, в полной мере,  соотносимо и к его повести "Казаки", над которым Лев Николаевич работал почти десять (1853- 1863)  лет с перерывами,  и, в которой много автобиографического из его трехлетней жизни в казачьей станице на берегу Терека. Как и главный герой повести,  Дмитрий Оленин, молодой Лев Толстой пытается начать новую жизнь, в которой " уже не будет больше ошибок, не будет раскаивания, а, наверное, будет одно счастье".
    В бурные дни мятежного Кавказа вспыхивает, романтическая, чистая и страстная любовь аристократа Оленина из столицы к станичной красавице Марьяне. Однако у реальности свои измерения. К сожалению, счастье не состоялось, что в жизни часто случается.  «Никогда ничего от меня тебе не будет" ( Марьяна). "Оленин оглянулся. Дядя Ерошка разговаривал с Марьянкой, видимо, о своих делах, и ни старик, ни девка не смотрели на него". Было это в 1851 году, а написание повести завершено в 1863 году. Толстой никогда не торопился.
     И вот спустя 180 лет композитор Ширвани Чалаев возвращается к этому произведению по предложению директора Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве, Заслуженного деятеля искусств России В. Б. Ремизова.
    Давно зная Виталия Ремизова - крупнейшего ученого- исследователя творчества великого Льва Николаевича Толстого, попросил его поведать о предыстории создания оперы и соответствия музыки и повести.

                  "Государственный музей Л.Н. Толстого ( Москва) совместно с выдающимся композитором современности Ширвани Чалавым реализовал два проекта- постановки опер "Хаджи-Мурат" (2003) и "Казаки" (2008). Первая была осуществлена на премьере в толстовской усадьбе " Хамовники", а вторая увидела свет в день 180-летия писателя и прошла на концертной площадке Государственного музея А.С. Пушкина.
      Работа над вторым проектом, как и над первым, была захватывающей. Всю организационную работу и финансовое обеспечение взял на себя музей: от тиражирования нот партитуры, пошива костюмов, печатной продукции до организации самого действа с приглашением известных в стране и за рубежом творческих коллективов- Московский театр "Амадей" под управлением Олега Митрафанова, симфонический оркестр им. С.В.Рахманинова ( дирижер- Олег Солдатов), Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова (художественный руководитель - С. Гусев).
    До сих пор в памяти светлый зал Пушкинского музея на Кропоткинской, сотни восторженных глаз, несмолкаемые аплодисменты, но главное - чарующая музыка композитора, незабываемые голоса солистов, блистательное хоровое пение Юрловской капеллы и, конечно, прозвучавший, как родник живой воды, голос самого Чалаева.
     Опера "Казаки", как и "Хаджи-Мурат", была написана в трудные годы, когда полыхал Северный Кавказ. Зло, казалось, сильнее добра. Напряжение эпох, переплетение трагических жизненных судеб, сопряжение интересов народов и наций-  все это воплотилось в драматургии музыки Ширвани Чалаева. Так может говорить с современником мудрый человек, знающий земную жизнь не понаслышке, проходящей по миру бесконечности через страдание, чтобы призвать современников к пониманию и любви.
      В музыке Чалаева слышится голос самой Земли, голоса гор и равнин, живой воды и пения птиц. Страдающая душа томится по родному дому, по мирной жизни. Как и у Толстого, у Ширвани "война есть противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". И потому в его операх так много лирики, света, материнской любви и отцовской сдержанности. Перефразируя Пушкина, можно сказать, что порой забываешь мир и в сладкой тишине душа "стесняется лирическим волнением". В операх, как бы ни был трагичен финал, много света, много мелодий, захватывающих слушателя, "заражающих", употреблял слово Толстого, подлинные искусством-  не головным, а органически выходящим из души великого композитора.
     Уверен, что придет время, и каждый серьезный театральный коллектив (и не только у нас в стране) сочтет за честь исполнить оперы Ширвани Чалаева. Сознание радости, что я знаю этого человека и по мере сил смог помочь ему» (Виталий РЕМИЗОВ).
   
   Никогда в истории России оперы композитора из Дагестана не были представлены ни в Москве, ни в Нижнем Новгороде. Поэтому я с волнением в душе  поехал в Нижний Новгород на Мировую премьеру Ширвани Чадаева «КАЗАКИ» по повести Л.Н.Толстого.

  ...На премьере оперы, а затем рано утром в поезде "Нижний Новгород - Москва" я оказался по соседству с музыковедом мирового уровня Е.Левашовым - профессором Московской консерватории и главным научным сотрудником государственного института искусствоведения, консультантом Большого театра, театра Ла Скала, Берлинской, Даллаской, Мюнхенской и многих именитых мировых театров. Евгений Михайлович - редчайший в мире специалист по реставрации старинных оперных произведений. Он был очень  уставшим из-за множества перелетов и переездов. И, тем менее, его мнение было доброжелательным. " Опера " Казаки"- музыкальный бриллиант со своей гранкой. Это видение кавказцем жизни в казачьей станице; в опере много этнического; в этом есть своя прелесть; автор сильно владеет хоровой культурой; это замечательно. Опера отличается фрагментарностью, что логична и типична для немецкой школы...". Вероятно, нужно ознакомление с оперой выдающегося маэстро в более спокойном состоянии для того, чтобы прислушаться к его советам и заветам.
       И в этом же скоростном поезде "Стриж" ( Москва - Нижний Новгород) мне удалось  беседовать и с Ширвани Рамазоновичем тоже.

    "Когда композитор пишет музыку, он почти не думает о впечатление, которое произведет его сочинение, ибо сочинение музыки уводит композитора в тайные мысли и глубинные чувства. К примеру, когда Оленин влюбляется в Марьяну, он влюбляется и в окружающий мир возлюбленной (горы, воздух, людей, быт...), хотя до этого он относился ко всему этому с иронией. Если бы не смерть Лукаши, мы еще не знаем какой бы стала судьба этого треугольника влюбленных.
    Когда писал оперу, я был целиком поглощен повестью великого Льва Толстого.  Красавица Марьяна смогла сохранить в себе свободу и честь. Нет, не обольстилась Марьяна на жизнь в столице, и не остался Оленин в станице, хотя мог стать казаком и связать свою судьбу с Марьяной после убийства Лукаши. В чем особенность повести Льва Николаевича? Нет в повести ненависти друг другу у казаков и кавказцев. У них есть кунаки, знают друг друга и даже одаривают друг друга кинжалом, конем и другими дорогими подарками. Да, там шла война, но она как повседневность, данность времени; нет у казаков и горцев жажда уничтожить друг друга, а есть стремления защитить себя от " не мирных" соседей. Пожалуй, главным героем повести можно было бы считать Ерошку, знающего жизнь в полном ее измерении; ничего, что он любить пить, но он богат чистыми чувствами и большими раздумьями. Это он один в повести жалеет убийства абрека.
     У меня есть ощущение, что Л. Н. Толстой жаждал простой, чистой любви без сословных, религиозных и национальных препятствий, но, к сожалению, этого оказалось не возможным, ибо человек перегружен  многими условностями. Лев Николаевич гениален еще в том, что простые вещи он описывает как вечные истины. А как удалось мне перенести повесть Льва Николаевича на музыкальное плато судить зрителям. Отзывы специалистов вполне доброжелательны, что радует…»

         Безусловно, мнение профессионалов чрезвычайно важно во всем, в том числе и   по оперному пению тоже. В этой связи я попросил высказать свое мнение замечательную оперную певицу Камерного музыкального театра имени Б.А.Покровского, лауреата многих Международных конкурсов   Ирину НАРСКУЮ. Я имел счастье слушать несколько раз ее пение в опере Ширвани Чалаева «Кровавая свадьба» по одноименной трагедии Гарсиа Лорке.         

     «Мне недавно посчастливилось побывать на премьере оперы Ширвани Чалаева по повести Л.Н. Толстого "Казаки" в Нижегородском театре оперы и балета. Впечатление сильное! Сразу не могла написать о нем, надо было, чтобы оно отстоялось, выкристаллизовалось! С первой секунды действие завораживает, увлекает! Музыка как бы втягивает зрителей  в происходящее.
  В повести Л.Н. Толстого действие происходит в казачьей станице на границе с горскими аулами. Удивительно, музыка звучит глубоко национально: у казаков исконно русская, а у горцев - ярко национальные мотивы. Композитор мастерски сплетает эти мотивы, как происходит и в жизни людей - взаимовлияние культур.
  Холодный и несколько надменный Оленин (Алексей Кошелев и Владимир Боровиков) увлекается яркими проявлениями жизни и страсти народа, влюбляется в казачку Марьянку. Обеим исполнительницам роли Марьяны удалось создать незабываемый образ. Если одна (Татьяна Гарькушова) независима и строптива, то другая (Екатерина Ефремова) более мягкая, женственная, но обе певицы заслуживают огромной похвалы! Они смогли создать не ходульно - оперный образ, а живой страдающий, завлекающий и трепетный характер, чистый и светлый! Причем, это они делают замечательными голосами: бархатное контральто Татьяны, полного диапазона, незабываемого тембра переливается всевозможными красками и меццо-собрано Екатерины, чувственное и нежное, передающее все движения души, создают неповторимый образ! А это дорого стоит!
     Молодой казак Лукашка, сосватавший Марьянку, страстный и неудержимый в исполнении Игоря Леуса и  Евгения Скорочкина. Может быть последнему на сцене немного не достает любви к Марьяне, но то, что между исполнителями живые чувства, сразу видно зрителям.
    Необыкновенный бриллиант- роль Ерошки в исполнении Виктора Ряузова. Невозможно отвлечься ни на секунду, когда звучит его проникновенный, очень чистый и богатый красками бас. Думаю, что этому молодому артисту подвластны разные характеры и партии. Возможно, он когда-нибудь споет Короля Лира в одноименной опере Ширвани Чалаева. Это была бы звездная роль!
  Теперь отдельно хочется сказать про хор. Изумительная работа! Замечательные голоса, слаженность и тонкость исполнения, чистота и какое-то радостное, если можно так сказать про Толстовскую драму, пение. Впечатление, что артистам очень нравится петь музыку, сочиненную композитором, это происходит естественно, как в жизни! А то, что хор затанцевал и как! Спасибо балетмейстеру Андрею Альшакову! Очень логичные  и красивые танцы у хора: и русские, и горские! Казалось бы, не очень сложные движения, но построение танцев точны и исходят изнутри, а не ради перестроений! Танцы яркие и с юмором, глубоко национальные и эмоциональные! Прекрасная работа балетмейстера!
  Конечно же, не было бы спектакля без режиссера Ильи Можайского! Сразу чувствуется профессиональная работа над образами у оперных артистов, а это довольно непросто! Думаю, что концепция спектакля, где на первый план выходят чувства, отношения героев, а не просто сюжет, тоже заслуга режиссера! В свое время Б.А. Покровский говорил о том, что на сцене "нужны личности" В спектакле "Казаки" это получилось.
    Еще хочется отметить работу художника Станислава Фесько, который так ввел зрителей плывущими облаками в горную местность, как будто они сами сначала парили орлами над горами и приземлились в казачьей станице! 
     В глубине сцены горы, придающие правильную перспективу. Радует, что традиционные декорации вместе со световыми эффектами создают иллюзию собственного присутствия в месте действия! Браво! Поздравляю, очень интересная, хорошая, добротная работа! 
    И еще, пожалуй, главная "личность" в спектакле - это оркестр под  руководством главного дирижера театра Рената Жиганшина! При неимоверно сложном в звуковом отношении зале оркестру удалось органично и тонко не только аккомпанировать действию , но быть главным действующим лицом оперы "Казаки". Музыка передавала и самые нежные, и самые страстные движения души, делала повесть Л.Н. Толстого многоплановой, объемной, ей хотелось сопереживать, а не потреблять готовый "продукт", как в телевидении. В беседе с молодой парой зрителей (эстрадных музыкантов)  в антракте мне удалось узнать, что ребятам очень интересно, они увлечены и сюжетом, и музыкой и внимают спектаклю с большой радостью!
    Браво музыкантам! Вы в современной молодежи способны пробудить не только интерес к оперному искусству, но и затронуть те струны души, о которых юноши и девушки даже и не подозревают! 
  Огромное спасибо всем за настоящий оперный спектакль! Буду надеяться, что он долго будет в репертуаре Нижегородского театра оперы и балета незабываемым событием для зрителей!».

     Мнение зрителя. «Сцена театра слишком маленькая и думала: «Какие горы? Какие просторы? Какие «Казаки» в Нижнем Новгороде?». Заранее предвкушая разочарование, отправилась  на премьеру. 

    Чудо все-таки произошло. Зал растворился в горном пейзаже: величие природы, величие музыки. Полное соответствие костюмам танца, образов. Даже не спектакль, а какое-то волшебное действо заставило присутствующих соединится в этой всепоглощающей гармонии в едином устремлении. Зрители были свидетелями триумфа. Когда творцы вышли на поклон, зрители, не желая отпускать то самое мгновение, прекрасное, возвышающее и очищающее.  У многих были слёзы счастья, даже у актеров. Браво! Браво! Браво!» Ольга Неруш.

      Магомед Абдулхабиров abdulkhabirov@yandex.ru 12 декабря 2015 г. 89035773525

 

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук
Самые интересные статьи недели
СНЯТОМУ поручили представлять ПРЕЗИДЕНТА

И ещё один вопрос у меня к кадровикам Кремля! Как сможет защитить право стонущего от грязи Каспия представитель, у которого незаконно построенные дворцы на его берегу? Как?

21.10.2017 в 17:54 Годекан 628
Владимира Васильева просят наладить диалог с общественниками Дагестана
Открытое письмо Врио Главы Дагестана Владимиру Васильеву от председателя ДРОО по развитию гражданского общества Дагестана Магомеда Гаджиева
19.10.2017 в 05:58 Кавказский дом 156
 Ректору Дагестанского государственного медицинского университета
Святое слово "РОДНОЙ"  всегда с гордостью и трепетом произношу по отношению к Дагестанскому государственному медицинскому университету.
19.10.2017 в 13:42 Кавказский дом 121
В Москве откроется выставка "Кабарда. От древности до наших дней."
Открытие экспозиции посвящено 460-летию заключения военно-политического союза между Россией и одним из княжеских объединений Кабарды

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Можно ли научиться быть счастливым?
19.10.2017 в 11:45
К счастью человек приходит. И, конечно, над ним нужно работать. Вот несколько советов, как достичь этого состояния...
Предотвращен незаконный провоз валюты  на международном авиарейсе
19.10.2017 в 11:43
Как следует из объяснений россиянки, она «не знала, что перемещаемую валюту необходимо декларировать»...
Мотивация как способ самовоспитания
15.10.2017 в 19:28
Мы продолжаем наш цикл статей по мотивации на успех и воспитание удачи! Бесплатный розыгрыш денежных призов вознаграждает и поощряет игроков продолжат...
Не носите золото в нижнем белье...
12.10.2017 в 10:42
Решением Нальчикского городского суда жительница Чеченской Республики признана виновной в сокрытии товаров от таможенного контроля путем использования...
Я успешен или дорога к мечте
11.10.2017 в 16:32
Выигрыш реальных денег, выплата которых производится этой лотереей ежедневно, станет хорошим стимулом на пути вашего самосовершенствования.
Всероссийское состязание Айболитов
10.10.2017 в 14:04
В Ставропольском государственном аграрном университете 30 октября стартует чемпионат профессионального мастерства среди начинающих ветеринарных врачей...
Учебные военно-полевые сборы провели казаки на Ставрополье
09.10.2017 в 20:26
С 6 по 8 октября на базе военно-патриотического клуба «Русские Витязи» села Сенгилеевского казаки Центрального районного казачьего общества СОКО ТВКО ...
Коллектив «Лезгинки» встретился с  Махмудом Аббасом.
09.10.2017 в 12:17
Напомним, что ансамбль «Лезгинка» сейчас находится в Палестине, где уже дал серию концертов по городам государства. Завершающий концерт состоялся в Ра...
Стремление похудеть привело к уголовной ответственности
04.10.2017 в 13:55
Минераловодской таможней  возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 226.1 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веще...
Первая Ярмарка брендов «Сделано на Кавказе»
02.10.2017 в 14:29
Ярмарка брендов «Сделано на Кавказе» завершила свою работу во второй день VIII Фестиваля культуры и спорта народов Кавказа.
Временный ввоз – под контролем таможни
29.09.2017 в 14:14
Напомним, что иностранный гражданин имеет право ввезти на территорию Евразийского экономического союза автомобиль на время своего пребывания в стране,...
Путешественникам на заметку: основные таможенные правила
27.09.2017 в 14:53
27 сентября – Международный день туризма.
Популярные новости недели
Новости за неделюКонкурсы
Предотвращен незаконный провоз валюты  на международном авиарейсе
19.10.2017
Как следует из объяснений россиянки, она «не знала, что перемещаемую валюту необходимо декларировать»...
Можно ли научиться быть счастливым?
19.10.2017
К счастью человек приходит. И, конечно, над ним нужно работать. Вот несколько советов, как достичь этого состояния...
Авторы и эксперты