Взгляд из дня сегодняшнего
Современный нам мир прекрасен возможностями его познания, но в то же время он раздираем противоречиями, где на поверхность выходят даже не экономические и социальные проблемы, но этнические противостояния и религиозная нетерпимость. Каждодневная информация содержит факты насилия и жестокости террористов всех мастей, потоки беженцев непомерно велики, а усилия миротворцев наталкиваются на взаимные волны ненависти, из которых вырастает неистребимая жажда мести.
Когда думаешь об этом, невольно складывается впечатление, что мы, человечество, сделали много шагов назад, в эпоху варварства, а не вперед, где в нашем настоящем возможны политические компромиссы и переговорные процессы, открытый поиск общих интересов. Закрепленная в эмоциональной памяти народов тень извечного врага искусно оживляется и наполняется кровью и плотью ныне живущих поколений теми силами, которым выгодно такое вбивание клиньев и разжигание вражды.
Да, мы не имеем права забывать прошлое. Память – это не только возможность упорядочить события во времени, но пробудить совесть и ответственность ныне живущих людей за наше продвижение от варварства к подлинной свободе и взаимопониманию, за нашу способность понимать и прощать во имя продолжения самой жизни.
Покорение Кавказа российским государством началось в те времена, когда открытая колониальная экспансия западно-европейских держав, продолжавшаяся с 16 по 19 век, практически завершилась. Результатом ее стало не только создание таких великих империй, как Британская, не только истребление, порабощение и истощение сил многих народов, но и пробуждение европейских же, в конце концов, демократических социально-правовых идей, рожденных зрелищем бесконечного страдания угнетенных народов колоний. Поэтому освободительная война черкесов вызвала законное сочувствие передовой общественности не только Европы, но и в самой России.
Но Кавказская война активизировала и попытки Англии, Франции, Османской Турции не допустить усиления России на юге и возможного ее сближения с восточными соседями, например, Ираном. И здесь никто не церемонился в выборе средств, в ход шли провокации и поставки оружия, прямой обман прямодушных горцев с посулами последующей после победы над Россией почти райской жизни.
Эта страшная многодесятилетняя война имела свои пики и периоды затишья, но всегда объективно носила характер национально-освободительного движения. И это есть тот самый исторический факт, который не может быть интерпретирован как-то иначе. Российская империя расширяла и укрепляла свои морские и сухопутные границы за счет независимого конгломерата северо-кавказских народов, которые на тот момент находились на более ранних ступенях исторического развития, нежели сама Россия или Европа.А эта война разрушила эволюционный путь наших народов и вытолкнула многих из них в непонятный им мир иных земель.
Жестокость такого покорения хорошо известна по документам и свидетельствам очевидцев. Ужас в том, что воевали не армия с армией, а армия с населением, с партизанским, по сути, сопротивлением . Горели непокорные аулы и уничтожались посевы, с насиженных мест переселялись племена, а на их бывших землях строились крепости, дороги, станицы, которые населялись людьми, жившими далеко от этих мест. Разумеется, при этом летели не только головы, но распинались души народов, наполнялись страхом и гневом сердца, ожесточались нравы. Конечно, столь тесное общение с неизбежными пленом, рабством, состраданием к жертвам боевых действий и судьбам пленников способствовали также более близкому культурному знакомству сторон, неизбежному восхищению героизмом, отвагой и стремлением отстоять свободу.
Война не могла длиться вечно. Осенью 1861 года император Александр второй прибыл на Кубань для встречи и переговоров с абадзехскими старшинами, по чьим землям на тот момент проходила передняя линия обороны Черкесии. Встреча состоялась, а переговоры закончились царским ультиматумом о переселении абадзехов в месячной срок за Кубань. Да, Александр второй пообещал им хорошие земли, но люди хотели жить там, где родились. О правах человека, что лежат в основе прав любого этноса, тогда еще ничего не было слышно. Западная Черкесия наводнилась листовками с обращением к мусульманскому населению турецких эмиссаров такого вот со-держания : «Берите ваши семейства и все необходимые вещи, потому что наше правительство заботится о постройке для вас домов и весь народ наш принимает в этом деятельное участие...». Зафиксированы многочисленные факты письменных обращений из Турции с призывами потянуть время, затягивая партизанскую войну до прихода помощи от могущественных держав. На самом деле никто не спешил помочь и реально поддержать черкесов, но на великом их бедствии беззастенчиво строились политические спекуляции противников России.
Поражение горцев стало неизбежно, обильно льющаяся кровь не защитила. Некому было предотвратить великую драму их переселения на мусульманский Восток. Официальной датой начала мухаджирского движения считается 1862 год, а его окончанием 1867. Первым по свежим следам попытался подсчитать число переселившихся в Турцию Председатель Кавказской археографической комиссии А. Берже, он утверждал, что таковых было около полумиллиона. На самом деле, конечно, этих несчастных было гораздо больше, никто не считал нелегально покинувших родину. Некоторые источники говорят о полутора миллионах беженцев. Судьба этих людей, попавших в чужой мир, трагична. Им пришлось выживать и врастать в те реальности, которые сложились до них и без их участия. И там они встретились с необходимостью как-то соответствовать новой жизни. Многие тогда же погибли, а выжившие, благодаря ментальной толерантности, освоились и добились благополучия, сохранили свою культуру и память об утраченной родине.
Боль мухаджирства носит не только национальный, но вселенский характер, ведь это и было тем, что называется преступлением против человечности. Трагедия черкесов затрагивает чувства всех народов нашей страны, прошедших собственный сложный путь к единому государству. За полтора столетия после окончания Кавказской войны сменились многие поколения, на долю которых выпали схожие испытания, сплотившие и породнившие нас. Научившие думать не только о собственном благе, но и об общей победе. Историческая же память хорошо сохраняет национальные обиды, имевшие место в прошлом, пополняется фактами из современности, где победители и побежденные могут меняться местами, множа ненависть друг к другу. Требуется большое мужество и мудрость, чтобы на самом деле работала кровью и напряжением всех сил выстраданная человечеством формула «диалога равных и разных культур», чтобы ослаблялись негативные эмоции по поводу «своих- чужих». И больше веры в то, что когда-нибудь смыслом истории станет гуманность. А это значит, что от каждого из нас зависит, когда это время наступит.
Виктор Котляров
Современный нам мир прекрасен возможностями его познания, но в то же время он раздираем противоречиями, где на поверхность выходят даже не экономические и социальные проблемы, но этнические противостояния и религиозная нетерпимость. Каждодневная информация содержит факты насилия и жестокости террористов всех мастей, потоки беженцев непомерно велики, а усилия миротворцев наталкиваются на взаимные волны ненависти, из которых вырастает неистребимая жажда мести.
Когда думаешь об этом, невольно складывается впечатление, что мы, человечество, сделали много шагов назад, в эпоху варварства, а не вперед, где в нашем настоящем возможны политические компромиссы и переговорные процессы, открытый поиск общих интересов. Закрепленная в эмоциональной памяти народов тень извечного врага искусно оживляется и наполняется кровью и плотью ныне живущих поколений теми силами, которым выгодно такое вбивание клиньев и разжигание вражды.
Да, мы не имеем права забывать прошлое. Память – это не только возможность упорядочить события во времени, но пробудить совесть и ответственность ныне живущих людей за наше продвижение от варварства к подлинной свободе и взаимопониманию, за нашу способность понимать и прощать во имя продолжения самой жизни.
Покорение Кавказа российским государством началось в те времена, когда открытая колониальная экспансия западно-европейских держав, продолжавшаяся с 16 по 19 век, практически завершилась. Результатом ее стало не только создание таких великих империй, как Британская, не только истребление, порабощение и истощение сил многих народов, но и пробуждение европейских же, в конце концов, демократических социально-правовых идей, рожденных зрелищем бесконечного страдания угнетенных народов колоний. Поэтому освободительная война черкесов вызвала законное сочувствие передовой общественности не только Европы, но и в самой России.
Но Кавказская война активизировала и попытки Англии, Франции, Османской Турции не допустить усиления России на юге и возможного ее сближения с восточными соседями, например, Ираном. И здесь никто не церемонился в выборе средств, в ход шли провокации и поставки оружия, прямой обман прямодушных горцев с посулами последующей после победы над Россией почти райской жизни.
Эта страшная многодесятилетняя война имела свои пики и периоды затишья, но всегда объективно носила характер национально-освободительного движения. И это есть тот самый исторический факт, который не может быть интерпретирован как-то иначе. Российская империя расширяла и укрепляла свои морские и сухопутные границы за счет независимого конгломерата северо-кавказских народов, которые на тот момент находились на более ранних ступенях исторического развития, нежели сама Россия или Европа.А эта война разрушила эволюционный путь наших народов и вытолкнула многих из них в непонятный им мир иных земель.
Жестокость такого покорения хорошо известна по документам и свидетельствам очевидцев. Ужас в том, что воевали не армия с армией, а армия с населением, с партизанским, по сути, сопротивлением . Горели непокорные аулы и уничтожались посевы, с насиженных мест переселялись племена, а на их бывших землях строились крепости, дороги, станицы, которые населялись людьми, жившими далеко от этих мест. Разумеется, при этом летели не только головы, но распинались души народов, наполнялись страхом и гневом сердца, ожесточались нравы. Конечно, столь тесное общение с неизбежными пленом, рабством, состраданием к жертвам боевых действий и судьбам пленников способствовали также более близкому культурному знакомству сторон, неизбежному восхищению героизмом, отвагой и стремлением отстоять свободу.
Война не могла длиться вечно. Осенью 1861 года император Александр второй прибыл на Кубань для встречи и переговоров с абадзехскими старшинами, по чьим землям на тот момент проходила передняя линия обороны Черкесии. Встреча состоялась, а переговоры закончились царским ультиматумом о переселении абадзехов в месячной срок за Кубань. Да, Александр второй пообещал им хорошие земли, но люди хотели жить там, где родились. О правах человека, что лежат в основе прав любого этноса, тогда еще ничего не было слышно. Западная Черкесия наводнилась листовками с обращением к мусульманскому населению турецких эмиссаров такого вот со-держания : «Берите ваши семейства и все необходимые вещи, потому что наше правительство заботится о постройке для вас домов и весь народ наш принимает в этом деятельное участие...». Зафиксированы многочисленные факты письменных обращений из Турции с призывами потянуть время, затягивая партизанскую войну до прихода помощи от могущественных держав. На самом деле никто не спешил помочь и реально поддержать черкесов, но на великом их бедствии беззастенчиво строились политические спекуляции противников России.
Поражение горцев стало неизбежно, обильно льющаяся кровь не защитила. Некому было предотвратить великую драму их переселения на мусульманский Восток. Официальной датой начала мухаджирского движения считается 1862 год, а его окончанием 1867. Первым по свежим следам попытался подсчитать число переселившихся в Турцию Председатель Кавказской археографической комиссии А. Берже, он утверждал, что таковых было около полумиллиона. На самом деле, конечно, этих несчастных было гораздо больше, никто не считал нелегально покинувших родину. Некоторые источники говорят о полутора миллионах беженцев. Судьба этих людей, попавших в чужой мир, трагична. Им пришлось выживать и врастать в те реальности, которые сложились до них и без их участия. И там они встретились с необходимостью как-то соответствовать новой жизни. Многие тогда же погибли, а выжившие, благодаря ментальной толерантности, освоились и добились благополучия, сохранили свою культуру и память об утраченной родине.
Боль мухаджирства носит не только национальный, но вселенский характер, ведь это и было тем, что называется преступлением против человечности. Трагедия черкесов затрагивает чувства всех народов нашей страны, прошедших собственный сложный путь к единому государству. За полтора столетия после окончания Кавказской войны сменились многие поколения, на долю которых выпали схожие испытания, сплотившие и породнившие нас. Научившие думать не только о собственном благе, но и об общей победе. Историческая же память хорошо сохраняет национальные обиды, имевшие место в прошлом, пополняется фактами из современности, где победители и побежденные могут меняться местами, множа ненависть друг к другу. Требуется большое мужество и мудрость, чтобы на самом деле работала кровью и напряжением всех сил выстраданная человечеством формула «диалога равных и разных культур», чтобы ослаблялись негативные эмоции по поводу «своих- чужих». И больше веры в то, что когда-нибудь смыслом истории станет гуманность. А это значит, что от каждого из нас зависит, когда это время наступит.
Виктор Котляров