В последнее время в СМИ регулярно обсуждают вопрос о кризисе отечественного кино, кинодеятели в многочисленных интервью жалуются на невозможность добыть денег на проекты, и вся ситуация выглядит неразрешимой и почти безнадежной. Однако рядом с этой ставшей надоедливо-привычной жалобой набирают обороты «зубастые» в самом положительном смысле кинокомпании, к которым принадлежит продюсерская RSS Production, продвинутая технически и перспективная концептуально, ведомая сквозь рифы и скалы энергичным капитаном Бинке Анисимовым и не менее энергичным штурманом Ибрагимом Магомедовым.
Их первый проект воодушевляет и вселяет надежду на светлое завтра отечественного кинематографа. Фильм «ЧБ» (режиссер Евгений Шелякин, сценарист Андрей Галанов) гармонично соединяет профессионализм и душу, вызывающее уважение киноманство, внимание к самым болевым проблемам современного социума и сильный гуманистический посыл в лучших традициях советского кино, зажигательный сочный юмор, ни на минуту не переходящий на территорию вульгарности и пошлости, в сочетании с тонким лиризмом, редкую достоверность в деталях и неожиданный мистический бонус в духе народных волшебных сказок про Иванушку Дурачка.
История в двух словах. Вышедший из тюрьмы кавказец-лакец Нурик Магомедов (Мераб Нинидзе) идет к кинувшему его мафиози Алхану (Сергей Маковецкий) за возмещением морального и материального ущерба. Одновременно за тем же возмещением к нему идет со своими друзьями-националистами Ярослав (Алексей Чадов), чью девушку Алхан кинул, продав квартиру по липовым документам. Встреча Ярослава и Нурика оказывается судьбоносной, благословенной наверху в Небесной канцелярии, прочно привязывает их на время друг к другу, становится началом насыщенного путешествия по просторам российской провинции и еще менее изученным просторам собственных внутренних империй. В единстве и борьбе противоположностей незаметно протекают полтора часа, фильм не отпускает с первого кадра до финальных титров.
Два года назад в рецензии на фильм «1+1» Андрей Плахов написал: «Тема гастарбайтеров и вообще этнических меньшинств рассматривается у нас в кино либо с унылой проблемной серьезностью, либо с зубоскальством "Нашей Раши". Во Франции к ней нашли другой подход — вполне демократичный, но на порядок более интеллигентный» (Коммерсант, 27.04.12). «ЧБ» — это наш демократичный и интеллигентный подход к этнической теме.
Совмещение несовместимого и соединение противоположностей в яркие неожиданные дуэты всегда отлично работало на развитие сюжета. Вспомнить черно-белые «сладкие» парочки Денни Гловер и Мел Гибсон («Смертльное оружие»), Франсуа Клюзе и Омар Си (уже упомянутый «1+1»), Ник Нолти и Эдди Мерфи («48 часов»), Тим Рот и Тупак Шакур («В тупике»), Кристофер Ламберт и Марио Ван Пиблз («Стрелок»), список бесконечен. В «ЧБ» главные герои Нурик и Ярослав не настолько контрастно черно-белы, но не менее колоритны в своих полярных и, кажется, неколебимых идеалах, которые в итоге не проходят проверку простыми жизненными обстоятельствами. Этническая тема, столкновение культур и ментальностей особенно актуальны в нашем современном полиэтничном котле. И даже простой снимок этого разнообразия, сделанный с нужного ракурса, может быть интригующе интересен. Таким снимком стал, например, фильм Джеймса Тобака «Черное и белое» о публике Манхэттена. И даже на первый взгляд далекие от этнической темы истории, например трагикомедия о мужчинах в возрасте «за...» Джона Туртурро «Под маской жиголо», не может остаться от нее в стороне, иронично проходясь по нравам современного многонационального Бруклина. Эту тему виртуозно, любовно и деликатно представлял с своих фильмах Маэстро отечественно кино Георгий Данелия («Мимино», «Паспорт»).
Фильм можно разобрать на анекдоты и гэги, веселые и находчивые, и это наверняка будет сразу же сделано зрителями. Однако это не мешает ему быть не только зажигательным капустником, но и целостной трогательной историей, не механическим сложением форм и жанров, но их талантливой и неожиданной композицией. И даже если признать за фильмом некоторую эклектичность, это только дополнительный плюс в нашу эпоху постмодерна. Это пряный коктейль из разномастной публики, черной комедии, роуд-муви, ситкома, сказки — все как в жизни. В подобном стиле сделаны культовые голливудские фильмы молодых режиссеров Кевина Смита и Сета Рогена. В истории с блеском «отработана» бездна стереотипов нашей действительности, которые в итоге перечеркнуты несложным посылом: все мы одинаковые, немного нелепые, но в глубине души неплохие и даже положительно хорошие люди.
Персонажи сидят на актерах как вторая кожа, хотя по первому впечатлению может показаться, что некоторые из актеров играют за чужую лигу. Актерская игра здесь сродни импровизации и полному раскрепощению. Главный интеллигент отечественного кино рафинированный Сергей Маковецкий в роли кавказского мафиози? - Только так, кто же другой может быть столь убедительным в ипостаси ходячего викицитатника литературной классики. Небожительница Екатерина Редникова из своих голливудских пенатов в администраторы захолустной российской гостиницы с судьбой разведенки — какая приятная неожиданность. Кахи Кавсадзе, главный «пират» советского кино (Абдулла в шедевральном отечественном вестерне Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни»), оказывается уважаемым, обстоятельным и по-прежнему опасным (!) сельским жителем русской глубинки, одно его появление в кадре вызывает шквал самых теплых эмоций и воспоминаний о золотой эпохе отечественном кино 1960х-1970х. Главные «герои», кавказский жулик и русский фашист —- впрочем никакой иронии, кавычки здесь лишние, какое время, такие и герои — в исполнении Алексея Чадова и Мераба Нинидзе, сколько бы не упражнялись в сарказме относительно друг друга, располагают к себе душевностью и внутренним благородством, которое невозможно скрыть никакой нарочитой крутизной и цинизмом.
Итог. Можно долго с благодарностью делать фильму комплименты, упомянуть еще ярких актеров в эпизодических ролях, вспомнить вкусные реплики и отсылки в киношедеврам, отметить хороший профессиональный уровень, еще раз вспомнить особую остроту «кинематографического глаза» авторов. Но главное его достоинство — присутствие живой жизни, отсутствие надуманности, выморочности и позы. И та самая демократичная интеллигентность и гуманность, которых так не хватает нашей сегодняшней жизни. Смотрите хорошее кино — это отличное лекарство от аллергии на многосложную действительность!
Автор: Татьяна Федотова. Kinonews.ru