«Великая дочь Кавказа, которая жила его болью и радостью, которая олицетворяла его дух! Нет ей равных и не было. Прости нас… Не уберегли» ( Миясат Муслимова).
«Сулиэта Аслановна обладала редким качеством- способностью объединить людей, направлять их энергию в созидательное русло…Безвременный уход Сулиэты Аслановны- невосполнимая утрата для братских народов, современной культуры России и Кавказа. ( Рауль Хаджимба, президент Республики Абхазия)
О Н А !
Никто в истории из не дагестанцев не понимал и не постигал Дагестан, не принимал его близко к сердцу, так не восхищался им, как Сулиэта Кусова! Она искренне любила Дагестан, и дагестанцы отвечали ей взаимностью. Она болела и за Кавказ, гордилась им, предостерегла его, учил всматриваться в свое прошлое, настоящее и будущее, взывая быть всегда на высоте Чести! Она чтила Россию- Родину, анализировала глубоко ее национальную политику, делала все, чтобы укрепить российское общество, удерживая его от навязываемого недальновидными политиками и продажными СМИ политики национального раскола, нагнетания антикавказской истерии. Она много раз объездила кавказские республики, чтобы понять, чем они живут, встретиться с молодежью и помочь ей осознать свои корни и свою судьбу, предостеречь от опасного влияния радикализма, заступиться за тех, кто невольно оказался втянут в чужие игры, а также, чтобы изучить, чем живут простые люди в горных селах, озвучить их проблемы и рассказать о тех, кого давно не видит наша пресса, забыв о человеке как герое журналистских материалов. Несколько лет назад она с больным сердцем, на седьмом десятке лет обошла 17 горных районов, чтобы рассказать о горцах, о тех, кто кормит не только Кавказ, но и всю Россию. Никто в новейшей истории журналистики этого не делал до Неё. Она предпочла провести фестиваль «Кунаки» в Дагестане прежде, чем оперировать больное сердце. За несколько дней до приезда она позвонила Миясат Муслимовой: «Миясат, послушайте меня. Я умру скоро, Вы должны провести фестиваль, открыть его. Я надеюсь только на Вас». Она нашла в себе силы приехать, осознавая, что каждый следующий миг может быть последним. Почему? Она не могла подвести людей, которые надеялись на встречу с профессиональным сообществом кинодокументалистов, создали фильмы о жизни нашей страны на всех ее широтах, и это документальное кино, которое не увидишь на центральных каналах, и есть наша жизнь, подлинная, настоящая. Премии для победителей- это тоже форма поддержки для киножурналистов. Никто не знал, кроме самых близких, что эти премии часто складывались из ее собственных средств и долгов, погашаемых потом всей семьей. Почему Она так не щадила себя? 12 ноября, отработав неделю горячих дней фестиваля, проводив его гостей, Она рано утром готовилась уехать домой, в Москву. С больным сердцем на самолете нельзя было лететь, за ней приехала машина. Но так и не дождалась. Уже одетая, готовая в дорогу, впервые Она не смогла силой воли запустить вновь свое останавливающееся сердце… Ушла в вечность. Мои глаза в слезах, а сердце- в безутешной печали.
Она была княжной и королевой, Матерью и Хозяйкой, Супругой и Дочерью, Другом и Подругой, Оппонентом и Соратником. Она любила людей, жизнь и красоту во всем! Человек глубочайшей нравственной проницательности, Она умела сразу распознать фальшь, понять цену всему и каждому и сразу же становилась надежным другом тем, кто нес дар ума, человечности, таланта. Сама художественно одаренная натура, Она была многогранной, яркой, богатой натурой, умеющей глубоко понимать и ценить искусство и поэзию во всех ее проявлениях, а научный склад ума, широкий круг знаний в области истории, культурологии, независимость суждений, умение стратегически мыслить и ясно видеть пути решения проблем делали ее журналистский стиль уникальным. Каждая статья становилась событием. Кто сталкивался с ней хоть раз, никогда уже не мог бы забыть ее: впечатляло редкостное богатство натуры, всегда так к месту умеющей быть сильной и утончённой, надменной и заботливой, великодушной и бескомпромиссной, отважной и романтичной, гордой и принципиальной! И всегда потрясающе гостеприимной. Она не признавала жалость, покорность, слабость, апатию, фальшь, ложь, лакейство, лицемерие и высокомерие! Она была храбрым воином в извечном поле боя за Правду и Достоинство! Каждое ее выступление – это надпись на скрижалях, это мощь ума и блеск ораторского мастерства. Она должна была быть приглашена для выступления в Государственной Думе РФ, Евросюзе, ЮНЕСКО и ООН. Не было бы и там ей равных и достойных! Богатейший русский язык, глубинные знания всемирной истории и литературы. Логика безупречная. Она вдохновляла и возвышала, Глашатай, Проповедник, Трибун, Полководец, Воин и Мудрец Кавказа, его Дух и Душа. Она звала людей к куначеству, единству, доброте; Она предостерегала всех от беспамятства и верхоглядства: «Разноязычие не повод для разногласия в России».
Она заполняла пространство и завораживала аудиторию. Оратор, дипломат, учитель русского языка и русской литературы, публицист, культуролог, писатель, педагог, учёный, новатор, организатор, общественный деятель высочайшего накала, она –Клондайк важных, значимых для государств и общества инициатив. Издание журнала «Национальный интерес», создание фестиваля документального кино и телевидения, Центр этноконфессиональных проблем при Союзе журналистов РФ, подготовка цикла мероприятий в память об Эльвире Горюхиной, создание цикла телепередач по актуальнейшим вопросам, презентующих стране интеллектуальные силы всего Кавказа и многое - многое другое связано с именем Сулиеты Кусовой-Чухо, дочери шапсугского народа, пережившего геноцид в годы Кавказской войны в 19 веке. За два дня до смерти она организовала митинг и провела акцию в память о погибших журналистах страны,
Я потерял Большого Друга, с которой встречался не часто, но всякий раз соотносил эти встречи к паломничеству в Мир Величия, Чистоты и Совести! И жаждал я долгой и обстоятельной беседы с ней о многом. Не получилось. Не свершилось. Три года назад я отправил ей перечень моих вопросов к ней. Её чрезмерная занятость и моё откладывание встреч "на завтра" стало причиной тому, что вожделенная беседа с ней так и не состоялась. Потеря для меня огромная и невосполнимая, ибо слишком мало в мире личностей с мыслями Мудреца и отчаянностью Храбреца. В ней всё это было в изысканной и нас возвеличивающей пропорции.
И за три дня до её ухода в Мир Вечности я отправил одиннадцать новых вопросов Сулиете. Эти же вопросы я адресовал блистательным Марьям Вахидовой и Миясат Муслимовой тоже-ТРЁМ СЁСТРАМ КАВКАЗА! Ответы я получил из Чечни от Марьям. Миясат и Сулиета были заняты проведением уникального фестиваля "Кунаки". Сулиета не успела, но собиралась ответить.
Попробую эту потерю частично компенсировать выдержками из её публикаций и выступлений, чтобы понять и постичь глубину, масштаб и высоту Сулиеты. Ниже приведу лишь маленькие осколочки из Океана ей мыслей. Безусловно, для анализа написанного, сказанного и сделанного ею нужно большая исследовательская работа профессионалов. Нужны будут дипломные и диссертационные работы по феномену Сулиеты Аслановны. Надеюсь, такие работы будут проведены и книга вспоминания о ней будет издана.
НЕ СОСТОЯВШЕЕСЯ ИНТЕРВЬЮ
… "Я ощущаю себя кавказской женщиной со всеми её "параметрами"- я очень хорошо знаю своё место в семье. У меня есть муж- сильный мужчина, которого мне послал Всевышний. Он- осетин. Мы вырастили двух сыновей и дочь. И когда придёт час защищать семью, я буду это делать, как львица, как это делают все кавказские женщины. Точно также я буду защищать и свою родную землю, и, если будет нужно, Большую Россию тоже. Нужно знать, что женщины Кавказа не слабые, блеющие существа. При этом, простите за нескромность, я остаюсь нежной матерью, заботливой женой и хозяйкой на кухне. Я всегда старалась быть независимой. Я всегда хотела быть свободным художником. В начале 90-х годов я работала в ГТРК Кабардино-Балкарской республики.
….Мой отец- Аслан Ибрагимович ЧУХО- шапсуг, родился в Адыгее. Во время Великой Отечественной войны служил в партизанском отряде на Украине, был тяжело ранен. После войны его направили в Белоруссию, стал председателем колхоза, который при нем стал колхозом-миллионером. Не отец стал миллионером, а колхоз, руководимый им! Там он встретил мою маму, очень красивую женщину. По национальности она была полька- литовка- белоруска. От союза этих двух любящих людей родились я и два моих брата. С трех лет я жила у старшей сестры отца- Чухо Именет.
…Ещё со школы я ощущала, что я "должна в чём- то участвовать" и быть не в толпе, а вести за собой, быть лидером». В более широком контексте я ощущаю себя человеком русской культуры. Я выбрала себе путь просветительства. После окончания Майкопского педагогического института я работала учителем русского языка и литературы в школе Табасаранского района Дагестана, в Управлении культуры в Краснодаре, а затем меня пригласили преподавать зарубежную литературу в Майкопском университете. Поступила в аспирантуру Литературного института имени Горького в Москве, но оставила аспирантуру после замужества и стала преподавать в школе новый предмет- Мировая художественная культура....».
К А В К А З и К А В К А З Ц Ы
«… Кавказ- это особая культура, особая цивилизация и особая ментальность. Кавказ-это плечо России и кавказцам предстоит защищать Россию от падения и распада! Кавказ- это стык Востока и Запада. Кавказ- это потрясающий замес европейской интеллигентности и азиатский патриархальности. Здесь море исторического, культурного, познавательного материала на многие годы вперёд. Кавказцы- это очень пассионарный, яркий, патриотичный народ. Они, как дети, доверчивые...В этом они сродни русскими. У кавказцев очень законсервированная национальная боль. И это не потому, что мы пропитаны национализмом. Просто нас история очень больно покромсала. Не наша вина в этом. Мы не стремимся создавать самостоятельные республики вне России. Обо всем этом я написала в книге: «Кавказ после падения Советского Союза». Многим в России абсолютно не интересен Кавказ. Даже на примере Дагестана очевиден крах всей кавказской политики федерального центра, имеющей странное расхождение на практике с тем, что декларирует Президент РФ. "Северный Кавказ- это не балласт, это одна из жемчужин России" ( В.В. Путин). Ещё в 2012 году Президент РФ выступил с замечательной, серьезной статьей о национальной политике в России. Но беда в том, что никто не торопится реализовать изложение им. Никто. У меня ощущение, что Владимир Путин, как одинокий всадник на горе, а внизу творится не благое. Он пашет, а другие ждут. Сегодня меня даже не волнует клоунада Жириновского. Что можно требовать с этого жалкого человечка? Куда опаснее заключения так называемых официальных экспертов по Кавказу. Многомиллионные гранты России по этнополитике на Кавказе выигрывают не специалисты, а чиновники, которые даже не побывали на Кавказе. И примитивные заключения этих горе- экспертов доходят до Вл.Путина. Это очень опасно. Кавказ- самый судьбоносный регион России. На Кавказе каждый народ имеет свой частный сюжет, свою частную историю, свою частную проблему. И это помимо общероссийской истории.
…Понятие " Северный Кавказ" употребляется как единый массив- злобный, горбоносый, стреляющий, вообще не умеющий трудиться, изначально враждебно настроенный против России. Нам нужно научиться жить друг с другом, стараясь не переделывать. …Война в Чечне, безусловно была спровоцированной, безусловно коммерческой и безусловно искусственной.
Если русские уйдут с Кавказа, то это станет трагедией для всех. Русским и кавказцам нужно быть в единстве. Мир теряет мужское лицо. Это отражается и на кавказцев тоже. Кавказские кланы? А в России этого нет? Кавказ олицетворяла свободу для русской интеллигенции. Советский Союз порождал на Кавказе университеты, заводы, академиков и мощных лидеров, а новая Россия породила киллеров, рынки, коррупционеров и хиленьких руководителей.
…Кавказцы не в один момент стали изгоями внутри российского государства. Незнание и непонимание Кавказа в России делает нас изгоями. Враждебный образ Кавказа искусственно насаждается некоторыми политиками. Изгоями в публичной сфере, но не в обыденной жизни. На человеческом уровне русские и кавказцы всегда находят взаимопонимание. Целенаправленная травля кавказцев может привести к их отчуждению, особенно молодых, от основных институтов российской государственности. В нас есть твёрдая приверженность российской культуре и государственности...Страшно то, что отсутствие внятной идеологии сегодня может привести молодёжь Кавказа к отчуждению от российской государственности. Идеологически они будут существовать в собственной культурной, духовной, идеологической, социальной резервации отдельных республик, городов и социальных групп Кавказа. И это страшно. Потому, что святое место пусто не бывает. Кавказ всегда был лакомым кусочком. И сегодня с Кавказом работают очень мощные международные стратегические институты. Политика российских СМИ, делающих нас изгоями в собственной стране, приведёт к страшным, катастрофическим последствиям для Кавказа и для самой России. И, сегодня, когда российские СМИ пугают страну кавказским терроризмом, то кто первым от него страдает и гибнет? Сами же жители Северного Кавказа. Каждую неделю очередная мать на Северном Кавказе теряет своего сына. Это страшно.
РАСЧЛЕНЕННЫЕ НАРОДЫ
…Если мы хотим сегодня слиться с многомиллионными частями адыгских народов, оказавшихся за рубежом, это нужно для того, чтобы наши разделённые народы восстановили и воссоздали свои полноценные кровеносные сосуды. ... Сохранив и укрепив наши народы, мы лучше сможем послужить нашей Родине. У черкесов самая пассионарная часть народа ушла за рубеж. Она воспитала и сформировала себя на европейских и на восточных традициях. То же самое и лезгинами. Лезгины знают, что там- в Азербайджане огромное количестве соплеменников, родных корней. .. Они с болью наблюдают, что там, в Азербайджане, идёт по отношению к лезгинам дискриминационная политика...Это очень глубокая проблема. Она не исчезнет завтра. Она и нашим детям передаётся. .. Нас не нужно называть сепаратистами, националистами …
Репрессивная государственная машина задавила черкесскую тему. Открытие Олимпиады- это продуманное пренебрежение к черкесам устроителями культурной программы. Мы- страна с размытым будущим… Монумент Памяти мухаджиров Кавказской Войны в Сочи - помин души всех вынужденных изгнанников, мог бы исцелить фантомные боли черкесов, примирить их с невосполнимыми национальными утратами. Именно такой мощи аккорд может вызвать общенациональный катарсис и освободить душу от скорби, открыв новые горизонты национального бытия. А у самой Красной поляны мог бы быть воздвигнут обелиск Скорби и Примирения. У этого памятника мы могли бы оплакивать и воспеть нашу совместную историю. И закрыть счёт обид, ибо поодиночке нас сдуют ветры глобализации».
…Адыги принесли на алтарь Кавказской войны самую большую жертву- практически свой генофонд... Историю последнего адыгского столетия постарались выморить из олимпийского контекста. "Новая" политизированная трактовка истории воспевает подвиг запорожских казаков, освоивших якобы дикий край, героизирует военную историю империи эпохи Кавказской войны. Краснодарская краевая Дума упорно не вносит в Устав края черкесов- шапсугов как коренное население. У меня моя боль, черкесская. Черкесы были исключены из олимпийского дискурса. Это не Ванкувер и Сидней, где было проявлено высочайшее уважение к истории и традициям коренных этносов.
…Мы в России так и не приступили к заживлению хирургических швов истории, а, напротив, сдираем с них едва начавшую заживать корку. Генерал Н. Евдокимов - один из авторов "очищения черноморского побережья от черкесов… для уменьшения… многих хлопот». Это геноцид черкесов, и это нужно признать официально».
. Д А Г Е С Т А Н – ЭТО Ц И В И Л И З А Ц И Я
О Дагестане у Сулиэты есть потрясающие публикации и высказывания. И последняя её статья была посвящена Дагестану. Символично! Её статья "Дагестан- третье тысячелетие» стала прощальной, стала завещанием.
.."Дагестан- это локальная цивилизация. республика, устоявшая на краю....Этот феномен мировой культуры …Дагестан вынужден играть по общероссийским правилам государства- корпорации, функционирующего по схеме "власть-деньги- власть", где царит свобода для избранных, остальным - солидарность у мусорного бочка. Таков современный российский капитализм.
…В Дагестане стала распространяться чуждая религиозная идеология, возникло террористическое подполье. В 90-е годы Дагестан стоял на грани социального, межнационального и общегражданского кризиса, в буквальном смысле- взрыва. Угрожающий раскол удалось преодолеть внутренним ресурсом без всякого участия Москвы, которая мало что могла и понимала в этом закрученном кавказском узле...Политическая история Дагестана не укладывается в упрощенную схему: "пришёл старший брат и вывел из мрака невежества". Дагестану нужны люди из своих недр. Нужно доверие к дагестанцам. Нужны и прямые выборы главы. Не верю, что впереди нас ждёт что-то хорошее.
…Россия по- государственному с присутствием президента страны захоронила кости русской императорской семьи, а как же быть с черепом наиба Хаджи- Мурата из Кунсткамеры? Стыдно!
...Здесь всегда найдутся свои "300 спартанцев", способных повести нацию. .. Не сомневаюсь, что Дагестан выстоит и в ХХ1 веке. Модель многоликого существования Дагестана может стать полезной для мировой культуры. Зороастризм, иудаизм, христианство, ислам на территории России стал распространяться через Дагестан. ..Подышать воздухом тысячелетий, прикоснутся к ушедшим цивилизациям, испытать себя на прочность- этого в Дагестане предостаточно. В Дагестане практически нет места, которое не было бы интересно туристу с разными пристрастиями. Дагестан- Мекка для мирового туризма. Дагестан- это мощный старец, раскинувшийся между двумя морями. От ситуации в Дагестане зависит положение на всём Северном Кавказе.…Но прежде нужно политикам ответить на вопрос: «Для чего России нужен Дагестан?».
Дагестан, расположенный на стыке Европы и Азии, является важнейшим геополитическим и геостратегические субъектом России, что требует выработки соответствующего маршрута в новое тысячелетие. Владимир Васильев достаточно хорошо понимает все болевые точки сегодняшнего Дагестана. Я встретилась с ним. Он хорошо знает его потенциал…».
Присутствие Абдулатипова как первого лица Дагестана стало полным крахом кавказской политики Кремля, прежде всего, кадровой. Это персонаж, живущий под девизом «спасибо мне, что есть я у тебя». Самовлюблённый, высокомерный, амбициозный с устаревшей мухоморной риторикой и фальшивым памятником «Ахульго»… А приплаченный фильм Андрея Караулова- это фарс, недостойный великой истории дагестанских народов. Это фильм- растление сознания молодого поколения. Хилые политики и бездарные управленцы- это признак современного управленческого кризиса. Федеральная власть в страхе прямых выборов на Северном Кавказе, ибо ей нужны послушные, управляемые, холопствующие и не самостоятельные руководители регионов. Кавказ требует Правды! Для чтения В.В.Путину я бы рекомендовала бессмертную книгу «Хаджи-Мурат» гениального Льва Толстого!
ГДЕ ПРИСТАНЬ РОССИИ ?
«Россию я воспринимаю как роскошное, разноцветное, красивое покрывало на огромном, зеленом поле, обогреваемое тёплым солнцем… Государство теряет свою силу, и оно на грани религиозного, национального и регионального распада. До сих пор не определена конечная гавань российского корабля. Нужно искать гавань нашего причаливания и идти к ней вместе! Дотянется ли Россия до намеченного берега, и каков этот берег? Настаиваю на принципе: «Коней на переправе не меняют», хотя меня за это критикуют так называемые либералы.
Мы- поколение сорокалетних, пятидесятилетних, шестидесятилетних... Мы- поколение, выросшее в Советском плавильном котле. Россия ещё держится на тех, кто вырос в этом мощном котле с глубокой доктриной. Мы уёдем, и Россия станет другой. Настало время непредсказуемое. Человечеству предстоит тяжелое столетие.
КИНОФЕСТИВАЛЬ «КУНАКИ»
….Создавая Центр этноконфессиональной проблематики в СМИ при Союзе журналистов России и кинофестиваль " Кунаки", я решила, что хватит констатировать, пора конструироваться! Настоящая жизнь и настоящая Россия все-таки в провинции. Кунак- это больше, чем брат. Это некое святое понятие. Я могу что-то не сделать для сестры, но не сделать что-то для кунака - это обречь свой род на позор". Кунак" стал своеобразным контактёром между Кавказом и русской культурой, пропагандируя лучшее, что есть у обеих.
"Дикая дивизия" из кавказцев была маленьким микроскопом в Российской армии во время Первой Мировой войны; всего через неё прошло 7 тысяч кавказцев; число желающих служить в ней было огромным, и не было ни одного случая дезертирство! Немцы боялись этих "дьяволов в мохнатых шапках". Мусульмане играли и играют огромную роль в жизни российского государства.
…Если зауживать принадлежность к русской нации рамками лишь православных, мы поставим заслон к единству россиян, и это будет деструктивно, прежде всего, для русской культуры в широком смысле. Власть не знает что делать с многоязычием и многозвучием в России. Уничтожение языка есть уничтожение культуры и народа. В защите сегодня нуждаются все языки народов России и, прежде всего, защитить нужно русский язык по всей стране. Замороченный, приплаченный патриотизм страшен. Русским и кавказцам следует научиться жить вместе. Это и есть девиз фестиваля «Кунаки». Сама политика по принципу «сосед- мой враг»- порочная, аномальная, разрушительная для всех. В России нет политики на единение и единство народов. У нас нет проекта нашего общего будущего. Невозможно узреть мир только с порога своей сакли. Всех сделать русскими и православными тоже не получится. Политика проекта «Русский мир» разделяет на русских и нерусских россиян. Это страшно.
У ислама очень мощный энергетический потенциал. Люди, захваченные этой энергетикой, способны на многое. Очень важно использовать этот потенциал во благо страны, на eе развитие и единство».
ПОМНИМ И ПОМНИТЬ БУДЕМ!
Сулиэта ежегодно приглашала неравнодушных на фестиваль документального кино и авторских программ Северного Кавказа "Кунаки". Она- Главный Кунак Кавказа и России! Верно, что не было ей равных. Но остается надежда, что вместе с ней не ушла генетика великих, избранных, красивых Личностей!
Назвать бы именем Сулиеты Вершину на Кавказе! И в Московском Доме Национальностей должен состояться вечер Памяти Сулиеты КУСОВОЙ! И в 2019 году в Дагестане надо провести фестиваль «Кунаки» имени Сулиеты Аслановны! В Табасаранской школе Дагестана организовать бы уголок памяти бывшей учительницы Сулиеты. О ней бы снять документальный фильм! Премию Её имени учредить бы для лучших журналистов России по этнотематке!
И, чтобы современники и потомки задумались, высечь бы на скале вопрос незабвенной Сулиэты Кусовой, обращенный ко всем векам и поколениям: «Достойны ли мы своей истории»?
Доктор Магомед Абдулхабиров, 89035773525,
abdulkhabirov@yandex.ru 17 ноября 2018 года