Диверсификация – как основание законности философии в исламе

12 Декабря 2016 в 19:20 Автор: Магомед Султанов-Барсов Проект 3292
Диверсификация – как основание законности философии в исламе
Магомед Султанов-Барсов

Диверсификация – как основание законности философии в исламе
(Пролегомены (разъяснения) к Курсу исламской философии)

Большая часть [земных] проблем исламского мира возникла и продолжает возникать из-за досадно-злостного отвержения философии алимами/догматиками, каковые доминируют над алимами/просветителями.

Из Корана и хадисов, при всестороннем научном рассмотрении смыслов, следует диверсификация. Но алимы/догматики слов таких не знают и знать не желают. Они буквально отождествляют себя с догматами (священными законами ислама, не подлежащими изменению или отмене), что в корне не верно, но зато социально удобно, конформично.

Между тем диверсификация – как разделение труда и компетенции, охват жизненного пространства методом разнообразия социально-полезных усилий, обуславливающих в конечном итоге множестве сфер деятельности и профессий, действительно следует из основных догматов ислама – фарда Аллаха и сунны пророка. Так же диверсификация объективно (не зависимо от воли и желания людей) следует из самой истории развития общества (см. Закон Ибн Халдуна). Следовательно, диверсификация в широком смысле этого термина есть один из моментов текучей действительности, в котором эмпирически совпадает логицизированное (научно постулированное) учение ислама с парадигмой науки. Однако, из этого вовсе не следует, что ислам и наука «едины» или, говоря языком науки: тождественны, как ошибочно утверждают многие апологеты ислама. Исламу следуют только мусульмане, а науке – все образованные люди, независимо от форм убеждения (христиане, иудеи, язычники, атеисты и т. д.).

Вместе с тем нельзя забывать и том, что объективность не узконаправленный закон, а широкая закономерность, могущая давать самые разные результаты, в том числе обратные от логически ожидаемых. Интеллектуальные диверсификации такие, как футуризм, авангардизм, сюрреализм и мн. проч. с нач. ХХ века стали уводить западное общество в немыслимые прежде секулярно-светские крайности. В результате вопиющим извращением западной цивилизации стало покушение на Закон гендерной данности [1] политкорректно раскритикованное Президентом России Владимиром Путиным во многих своих зарубежных и внутригосударственных выступлениях.

Значит и диверсификация в числе прочих социокультурных процессов подлежит определенному контролю с позиции Основного принципа цивилизации. В нашем мусульманском случае Основным принципом цивилизации является – ислам, не имеющий ничего общего с теми формами религиозно-политической деятельности и пропаганды, которые практикуют экстремисты/террористы и вовлеченные в орбиту их влияния алимы/богословы. Таких алимов/богословов мы классифицируем как членов нелегитимного мусульманского духовенства, составляющего ничтожно малую часть от ареала легитимного мусульманского духовенства.

Тем не менее, в Курсе исламской философии, которая только-только разрабатывается нами, мы исходим из того, что ислам доступен человеку и обществу только в форме богословия (араб. лях҆худ). Этим исчерпывающе объясняется примат богословия над философией. Исламская философия может существовать только на базе исламского богословия. Однако это вовсе не следует понимать так, как будто богословы всегда – правы, а философы – всегда заблуждаются. Объективная и совершенно здравая диверсификация жизни показывает, что не богословы производят материальные ценности и социальные услуги, не они являются специалистами в вопросах военно-политического развития – как основного фактора общественной и международной безопасности. В практической жизни общества философы гораздо более компетентны, чем богословы. Следовательно, компетенция богословии и богословов в вопросах жизни и развития общества объективно ограничена волей и замыслом Всевышнего Аллаха. И наоборот, компетенция философии по воле Аллаха направлена на земное развитие, в чем катастрофически отстают мусульмане. 

Таким образом, в самом начале пролегомен (разъяснений) к Курсу исламской философии мы столкнулись с очень сложной проблемой, проблемой двойственности задачи (см. двойственная истина Ибн Рушда).

Задача в том, что с одной стороны, правоверные мусульмане должны сохранять Основной принцип своей цивилизации – ислам – в неизменном виде, а с другой стороны, вынуждены разносторонне развиваться, конкурируя с немусульманскими народами и странами. И хотя великая идея о «двойственности истины» Ибн Рушда (1126 – 1198) была жестоко отвергнута его современниками из числа богословов/фанатиков, история показала правоту философа. Евро-христианский мир уже в то время начал диверсифицироваться – церковь окончательно разделилась на духовенство и мирян, что детерминировало процессы разделения власти между светскими правителями и церковными лидерами, а это дало мощный толчок к академическому развитию школьного и университетского образования, и далее производственных сил.

Все это в комплексе позволило европейским странам синхронизировать свои военно-политические усилия, и уже к 1492 году многовековая Реконкиста завершилась полным разгромом (аузбилях) мусульманского владычества на Пиренеях. И судьба великой Османской империи была тогда практически предрешена. В 1798 году Египетская экспедиция Наполеона Бонапарта с несколькими полками показала полную [земную] не состоятельность Египта, Сирии и Османской империи.

Старший научный сотрудник Института стратегических исследований России Галина Хизриева совершенно верно выводит критическое суждение: «Исламское богословие находится в кризисе» [2]. Но к сожалению она не раскрывает детали и не демонстрирует дискурсивную картину этого кризиса, имеющего прямое отношение к тому, что исламский мир чудовищно отстал от Запада и Востока.

Ретроспективное моделирование истории философскими методами показывает, что если бы в жестокой борьба за интеллектуальные ценности победил Ибн Рушд и его малочисленные сторонники, то сегодня лицо Европы, а значит и мира, имели бы совершенно другой цивилизационный вид. Это важно учесть, приступающим к изучению исламской философии еще и потому, что история, хотя и не имеет сослагательного наклонения в практической плоскости, она, то есть история, очень хорошо поддается вариативному моделированию.

Отсюда вопрос: в чем собственно проблема мусульманских алимов и ревнителей ислама в деле принятия философии как интеллектуальной дисциплины? Они ведь все твердят, что «ислам не отрицает науку». Тогда почему они отрицают философию? Ведь только на детерминационном поле философии возникла и развивается наука? Некоторые алимы аргументируют свое резкое неприятие к философии тем, что ни в Коране, ни в хадисах не упомянута «философия». Но в Коране и хадисах не упомянуты тысячи вещей, которыми охотно пользуются мусульманские противники философии. Например, в Коране и хадисах нет таких слов, как «алгебра», «астрономия», «география», «биология», «экономика», «производственные силы», «промышленность» и т. д. и т. п. Что же они их не отвергают? Наверное, потому, что в этом случае верующие массы попросту отвернутся от них.

Философия – тончайшая из форм общественного сознания, которой пользуются все дееспособные люди на Земле, но лишь на обыденно-бытовом уровне. Причем, пользуются даже не подозревая, каких важных вопросов они иногда мимоходом касаются. Что же касается настоящей академической философии, то ею пользуются лишь Высшая научная школа, готовящая политические кадры по всем ветвям госвласти: исполнительной и законодательной власти, судебной системы, силовых ведомств и Армии и многих других.

В мире нет ни одного государства, достигшего больших результатов в развитии в обход философии. Все те промышленно-экономические чудеса восточноазиатских стран – Японии, Китая, Индии и др. – объясняются подключением элит этих стран к европейским формам философии в кон. XIX нач. ХХ вв. И даже на примере шиитского Ирана эмпирически можно проследить, сколь продуктивной является философия, институализированная пусть и частично. Все международные экспертные журналы публикуют статистические данные, из которых видно, что по темпам промышленно-экономического развития Иран опережает все исламские страны.

Забегая вперед заметим: проблема суннитских алимов в дихотомии/дуализме, а точнее в недопущении какой-либо дихотомии, могущей перерасти в онтологический дуализм... Но эта задача была решена еще основателем арабо-мусульманского перипатетизма (философии) Аль-Кинди (ок. 801 – ок. 873), прозванным еще при жизни Философом арабов. «Если рассмотреть ответы посланников божьих на вопросы, поставленные перед ними относительно вещей, истинная природа которых скрыта, то они окажутся такими, что если бы философ вознамерился ответить на эти вопросы, употребляя все свое остроумие, приобретению которого способствовало его ознакомление с упомянутыми вещами в ходе долгих, усердных исследований и упражнений, то обнаружилось бы, что он не даст ответа, равного ответам посланников божьих по краткости, четкости, простоте и полноте» [3].

Из данной цитаты должно быть ясно, что первый исламский философ утверждает примат (первенство) религиозной истины над истиной философской. И, разумеется, это в тех случаях, когда возникает дилемма. Но эта дилемма объективно возникает только в редких случаях, когда внешние обстоятельства ставят мусульман перед выбором между исламом и куфром. А вот субъективно она возникает на каждом шагу, когда мы от мыслей и чувств о вечном переходим к делам земным, жизненно важным. И ведь решение эта дилемма имеет прекрасное! Как уже говорилось выше, для любого истинно исламского философа – исламское богословие важнее исламской философии.

Но суннитским богословам этого мало. Они хотят, чтобы философы не оттеняли их своим интеллектом, теоретико-практическими знаниями, не ставили их в тупик вопросами о развитии. Но в этом случае, если исламские философы послушаются исламских богословов, то над первыми и вторыми будут господствовать неисламские политики, что собственно и происходит в мире ислама с 1798 года. Следовательно, примат религиозной истины над истиной философской не означает абсолютное преимущество алимов/богословов над философами. И потом, Аль-Кинди в приведенной выше цитате говорит об абсолютном превосходстве пророков над философами, а не алимов/богословов.

Дело в том, что нет знака равенства между пророками и богословами. Точно так же не тождественны понятия «ислам» и «мусульмане». Так же надо четко различать религиозную истину ислама и акиды (убеждения) алимов/богословов; исламская истина – одна, а убеждений алимов/богословов – много. Суть данных диалектических диад/дихотомий в том, что все мусульмане, алимы любого уровня (см. араб. даража) и исламские философы любого уровня должны максимально стремится к единому синтезу ислама. Отсюда вопрос: кто лучше синтезирует мусульманские проблемы, богословы или философы?

Обратим внимание на феноменальность исламской философской мысли на примере всё того же Аль-Кинди:
«Из человеческих искусств самым возвышенным и благородным является искусство философии, каковое определяется как познание истинной природы вещей в меру человеческой способности» [3]. Конечно, для невежественных мусульман эта цитата ничего не скажет. Однако, мы презентуем эту цитату – как 1000-летнее предвосхищение марксизма-ленинизма! Пусть и не в целом, не в доктринальном смысле, а методологическом – точно. Иначе, как объяснить сентенцию крупнейшего в истории воинственного атеиста Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» [4]. Марксистам-ленинистам никто не мешал развивать свою теоретическую базу, а арабо-мусульманских перипатетиков постоянно подвергали жестоким гонениям и даже убивали. Потому-то и тлеет искра исламской философии более 1000 лет и не воспламеняет умы победным огнем. Так, что мы с полным на то логическим основанием заявляем, что ленинская сентенция: «Из искры возгорится пламя» является арабо-мусульманским копирайтом. Пусть и не в коннотации, но в семантике уж точно.

Подумайте сами. Любой вид искусства (поэзия, проза, живопись, скульптура, музыка, театр, кино и все прочие футуристические и авангардистские излишества в искусстве), включительно фундаментальной, экспериментальной и технической науки прямо и косвенно зависит от общественно-государственного статуса философии. Почему? Потому, что религия – сердце цивилизации, а философия – её продуктивный мозг. Сердцем обладают и дикие звери, а продуктивным/мыслящим мозгом только человек. И не создал Аллах творения, как сказано в одном из хадисов пророка Мухаммеда, более лучшего, чем разум! А кто компетентен в вопросах разума богословы или философы? Конечно, вторые.

Ведь не случайно Коперник страшился афишировать свою гелиоцентрическую систему, и не случайно кощунственно названная «святой» инквизиция допрашивала Галилея на суде, заставила отречься от истинных знаний о вещах физического мира. Это сейчас в цивилизованных странах ученые и деятели искусств свободно мыслят и творят, в том числе кино. Но в средневековья дела обстояли самым жутким, досадно-трагическим образом. Но европейские философы потушили костры инквизиции [5] и секуляризировали (отделили) религию от государства.

Тут надо помнить, что арабо-мусульманские философы не имеют к секуляризации религии никакого отношения. В основе арабо-мусульманского перипатетизме лежит принцип великого гносеологического синтеза между исламом и светской частью жизни. Эту важную мысль в гуманистическом ключе постулируют крупнейшие в современном суннитском мире алимы Равиль Гайнутдин и Дамир Мухетдинов в статье «Взгляды Аль-Газали на проблему правоверия» [6]. И хотя Аль-Газали известен, как противник философии из-за искаженного толкования одного из его трактатов «Опровержение философов», на самом деле он сам был перипатетиком/философом и во всех своих трудах широко использовал философские методы постулирования мысли. Уже одно то, что он сумел внедрить в систему суннитского фикха (религиозно-правовой дисциплины) логику и примирить последователей 3-х мазхабов (ханафитского, маликитского и шафиитского) с логикой, говорить о нём, как о религиозном философе. Пусть и мистического направления, но все же. Только последователей ханбалитского мазхаба ему не удалось примирить с логикой. И, наверное, не случайно...

Удивителен еще и такой факт: Ибн Таймиа (1263 – 1328) отвергал логику и предостерегал мусульман изучать её на том «основании», что она-де уводит верующих от веры. Что это за аргумент у Ибн Таймии? Это ничто иное как богословско-корпоративная афера, мотивированная продвижением богословов во власть. Однажды Ибн Таймие удалось получит у мусульманского правителя и полководцев одобрение его плана по военно-карательному плану в Армению. И, что же? Поход завершился, мягко говоря, полной неудачей, мусульманские войска были разбиты и отброшены.

В Коране более 30 раз встречается слово «знание» в различных лексемных склонениях, свыше 60 – слово «разум» и свыше 1000 раз слово «истина». И нет сомнения в том, что фард Аллаха Всевышнего, выполняемый правоверными с помощью сунны пророка Мухаммеда (с.а.в.), обязывает нас совершенствоваться не только в вере (имане), но и в методах возвышения веры с учетом всех тех материальных, пространственных и временных условий, которые даны человеку от колыбели до могилы. Отсюда вопрос: что это за методы и следует ли их ограничивать богословскими догматами? Нет, конечно.   
Как бы то ни было, арабо-мусульманские перипатетики/философы  прекратили де-юре свое существование со смертью Ибн Рушда в 1198 году, а после кончины Ибн Халдуна в 1406 г., как это ни странно, в странах исламского мира уже не появился ни один мыслитель, получивший в Европе референцию (научно обоснованную характеристику) «великий». И всё же, надо твердо знать, что европейские народы, да и все другие тоже, во многом обязаны развитию философского сегмента общемировой цивилизации средневековыми мусульманскими перипатетическими философами.

Пророки и Печать пророков Мухаммеда, а так же 10-ть его сподвижников, обрадованных еще при жизни раем – непререкаемы только в том смысле, что передают волю Господа миров в наиболее совершенной, неискаженной форме. А воля Аллаха – единственное основание для всякой легитимации в исламе. Беда же мусульман, длящаяся на протяжении многих столетий, заключается в том, что очень многие, слишком многие из алимов/богословов и ревнителей ислама «своё мнение приписывают Аллаху» [7], никак не замечая тяжесть такового деяния.

Конечно, нельзя игнорировать и других сподвижников пророка (мир им всем), и табуинов, и ат-табуинов, и больших имамов/алимов, и вообще никого из тех, кто хоть что-нибудь связно излагает об исламе или вещах имеющее прямой и косвенное отношение к мусульманам. Но тут мы снова упираемся в проблему. В мусульманских богословских учениях, претендующих на истину в последней инстанции, до сих пор нет общепринятых универсальных критериев, позволяющих определять истину, вообще, и истинный ислам, в частности. Все мусульманские богословы (суннитские и шиитские) сходятся в том, что Ислам есть совершенная религия, лишенная каких бы то ни было недостатков. Но стоит в следующем шаге возникнуть вопросу о власти, как тут же начинаются разногласия.

Между тем эмпирическая картина шариатского права в исламе такова, что легитимация власти построена по нисходящей градации, от пророка Мухаммеда – к сподвижникам, от них табуинам, далее – ат-табуинам, после которых, соответственно, следующим поколениям и так до наших дней. В конце времен, то есть перед концом света, священная легитимация власти снова будет возвышена до уровня ближайших сподвижников пророка (мир им всем). Это связано с тем, как гласят об этом достоверные хадисы, родится великий имам Махди в одном из семейств сеидов (потомков пророка Мухамеда. Так же произойдет второе пришествие пророка Исы/Иисуса. Они уничтожат главного злодея Даджаля/Антихриста, его сторонников и установят на земле тотальный мир, порядок и благоденствие, которые продлятся до конца света. Но это мистический аспект веры. А большинство мусульманских алимов мира, главным образом суннитских, вопиюще путают мистики с реальностью, словно в Шестидневной войне с Израилем 5-ть арабских государств могли победить методом чтения молитвы, а не освоения военной техники, подаренной СССР.

Следовательно, диверсификация и только диверсификация может решить текущую и потенциально ожидаемую проблематику исламского мира. А так, как кроме философов и смежных с философией специалистов никто не компетентен в вопросах диверсификации, пора дать зеленый шариатский свет правопреемникам арабо-мусульманских перипатетиков.



Литература :
Авторский термин и концепт, разработанные в рамках исследования наследия арабо-мусульманских перипатетиков.
Личный архив рукописей автора.
Аль-Кинди. Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии. Пер. А. В. Сагадеева. Эл. ресурс: http://www.nsu.ru/classics/Wolf/alkindi.htm
Болтянский Г.М. Ленин и кино. – М. : Л., 1925. – С. 19.
Вольтер. Из «Философского словаря»; Бог и люди; Вопросы о чудесах / Пер. с фр.; Вступ. Ст. С. Артамонова; Примеч. А. Коробко. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 368 с.; Стр. 193 – 194.  
Гайнутдин (Гайнутдинов) Р.И., Мухетдинов Д.В. ВЗГЛЯДЫ АЛ-ГАЗАЛИ НА ПРОБЛЕМУ ПРАВОВЕРИЯ. Ислам в современном мире. 2016;12(1):21-38. DOI:10.20536/2074-1529-2016-12-1-21-38
Изречение арабо-мусульманских перипатетиков; авторство сентенции доподлинно не известно.
Универсального критерия истины, которому посвящены выдающиеся трактаты И. Канта «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способностей суждения», нет и во всей мировой науке, хотя поиски его продуцирования продолжаются. Тем не менее, проблема отсутствие в природе идеального универсального критерия истины решается целым рядом логико-философских методов; например, сверками коннотаций с их денотациями, синтезом рационального с эмпирическим, реферированием результатов теоретического и практического труда.

Текст в авторской редакции. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Самолет "АЛЬФА-КМ" совершил первый полет в горы Дагестана
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
Дагестан встречает Олимпийцев
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Авторы и эксперты