С Вячеславом Шопаговым я был давно знаком. В конце 80-х он вышел из КПСС и стал участником демократического движения. Тогда я с ним часто встречался на разных мероприятиях. Потом мы пересекались реже, но при встречах всегда здоровались и обменивались новостями.
На днях встретил его на улице Кирова. Он никуда не спешил, я тоже, решили зайти посидеть в Redberry, тут очень вкусно готовят рыбу.
Традиционно пожаловались друг другу на жизнь. Жена Вячеслава работает продавцом в ювелирном магазине. Торговля, по ее словам, сбавляет обороты. Покупатели приходят реже и выбирают украшения подешевле. Более-менее товар уходит только летом в курортный сезон. Сам Вячеслав уже пару лет как устроился на гидрометаллургический завод: «Работа грязноватая, но хотя бы платят. Семью кормить надо». Чтобы в 55 идти на завод после электромонтера в одной из управляющих компаний города, надо иметь веские причины.
Когда коммунисты выдвинули на выборы директора подмосковного «Совхоза им. Ленина» Грудинина, рассказывал Вячеслав, на заводе обрадовались, все-таки новое лицо.
− Я, грешным делом, хоть и не состою уже ни в какой партии, взялся по старой дружбе распространять среди сотрудников агитационные материалы. До сих пор простить не могу себе этой глупости.
Сначала все шло хорошо, рассказывал Вячеслав. Люди охотно брали присланные из Москвы агитки, хотя сразу засомневались, почему это вдруг коммунисты выдвинули на выборы миллиардера. Но вроде бы как свой миллиардер, говорил, что о людях заботится. А потом, Вячеслав махнул рукой, потом начали открываться скандальные подробности.
− У нас здесь, ну, ты знаешь, дал слово – держи. Соврал − ты никто. После того, как все узнали о миллиардах Грудинина в швейцарском банке, которые он скрыл от людей, я наотрез отказался от агитации, − говорил Вячеслав.
Потом появилась информация о килограммах золота в той же Швейцарии, о владении акциями совхоза через оффшорную компанию из Белиза, о детях с особняками в Испании и Латвии. − Зачем нам такой президент? − сам себя спрашивал мой приятель.
− А как восприняли историю с выселением семей работников совхоза? (Мужа и жену Филькиных уволили за два года до окончания 10-летнего трудового срока в совхозе. Все эти годы пожилая чета выплачивала за служебную квартиру, которая потом должна была перейти им в собственность. Перед увольнением руководство совхоза втихаря изменило договор и продало квартиру третьему лицу. Когда приставы пришли выселять семью из квартиры, Лидия Филькина с отчаяния облила себя керосином и подожгла. Ее мужа хватил инсульт. В итоге, семью с маленьким ребенком совхоз все-таки вышвырнул на улицу, и даже выплаченных денег не вернул).
Вячеслава перекосило:
- Пошел тогда в горком, спрашиваю, правда все это? Мне обещают уточнить. До сих пор уточняют. Потом невольно следил за новостями даже после выборов. Крест на Грудинине, по моему мнению, окончательно был поставлен после передачи по телевидению, в которой были показаны документы о том, как Грудинин отнимал у членов совхоза их земельные участки. Бандит, да и только.
− А как ты думаешь, чем кончится суд на миллиард за земельные участки? (Члены совхоза подали к Грудинину иск на 1,1 млрд рублей. Грудинин незаконно, что подтвердил Верховный суд, продал землю совхоза фирме, где у него была большая доля в собственности. Земля стоила больше миллиарда, а совхоз получил за нее 29 млн рублей).
− Если процесс развернется не в его пользу, сбежит к своим детям за границу. Зря что ли он им особняки там купил. Не хочу о нем больше вспоминать, тошнит.
Мы распрощались. Но разговор натолкнул на некоторые сравнения. На президентских выборах 2012 года Зюганов получил в Кабардино-Балкарии 17,18% голосов. И это надоевший всем Зюганов. Грудинин, новый перспективный кандидат, в марте набрал только 4,15%, в четыре раза меньше. Результат не хочется называть даже катастрофой, это конец коммунистам в республике. КПРФ собственными руками навечно угробила свой имидж. Теперь за коммунистов не пойдут голосовать, кого бы они ни выдвинули в кандидаты. Забавный момент, «Кабардино-Балкарская правда», хотя она сейчас и независима от КПРФ, после марта ни разу не упомянула имя Грудинина. Нет для журналистов республики этого человека, хотя в центральных СМИ полно новостей про судебные баталии вокруг земли «Совхоза им. Ленина».
Наша попытка узнать мнение людей о Грудинине на улицах провалилась. Забыли о нем жители Нальчика и вспоминать не хотят. Вот типичная реакция людей в Долинском парке: − Не помню такого. − А, это тот, кто землю у крестьян украл. − Да, помню, завел двух детей от любовницы, а теперь с женой имущество делит. − Слушай, в Москве честных людей не осталось, и не приставай со своим Грудининым.
Что ж, тема закрыта, арба КПРФ с политическим трупом Грудинина скрылась за горизонтом. Через пять лет узнаем, какого еще прохиндея подсунет Зюганов избирателям. Если, конечно, его самого за это время не отправят за горизонт.
#КБР #Кабардино-Балкария