«Фортуна сквозь нас бежит»

Автор: Мария Андреева. Город: Воронеж . Добавлено: 19.11.2016. Просмотров: 6377
«Фортуна сквозь нас бежит» 13 марта 320 лет назад Петр I впервые приехал в Воронеж
Этот визит стал судьбоносным – и для нашего города, да и для самого царя, пожалуй. Как бы сложилась его жизнь, если бы тут, у небольшой крепости, он не построил военно-морской флот и на несколько лет не взял бы Азов – давнюю мечту русских царей? Может быть, Воронеж стал бы захолустным городком… А может, и Петр бы не был сильнейшим российским правителем за всю историю…. В том, что и зачем будущий великий император делал в Воронеже весной 1696 года, «ВК» разбирался при помощи историка Владимира Размустова.

Полувоенная крепость
Облик и очертания Воронежа конца XVII века, которые и увидел Петр, известны историкам довольно хорошо благодаря сохранившимся планам – реки и самой крепости. Она стояла на высоком холме в дубовом лесу и занимала территорию, которую можно очертить такими современными улицами: от Университетской площади налево по улице Фрунзе, к улицам Шевченко и Таранченко, затем Маломосковский переулок, улица Карла Маркса и Петра Алексеева. По нынешним меркам – совсем небольшое пространство. Внутри крепость условно делилась на две части. Малый город, или воронежский Кремль, - это административная часть: дом воеводы и его канцелярия (так называемая съезжая изба), тюрьма, несколько важных складов (хлебный, пороховой, с пушками, ядрами и другими боеприпасами). Кремль был обнесен стеной. Другой частью крепости был Большой город, или острог, – там концентрировалась вся городская жизнь. Он был довольно компактным, с узкими улочками. За стенами острога жили служилые люди – военные.
Въезд в город был с нескольких сторон. Московские ворота стояли там, где сейчас угол пятиэтажного дома через дорогу от главного корпуса ВГУ. Надо воротами возвышалась огромная Московская башня – в восемь-девять нынешних этажей, с тремя ярусами, на которых стояли пушки, висел вестовой колокол. Спуститься к реке можно было через Спасские (рядом с нынешней Спасской церковью) и Ильинские (рядом с Ильинским храмом) ворота. Они вели к слободам, в которых у воды жили стрельцы, пушкари или ремесленники. Всего, по данным переписи 1676 года, в Воронеже жили около десяти тысяч человек.
К середине 90-х годов XVII века, когда границы Российского государства отодвигались все дальше на юг, крепость Воронеж потеряла свое значение как приграничного форпоста Руси. Защищаться от постоянных набегов уже не надо было, и воронежцы вели жизнь полувоенную-полусельскую. На наделах, выделяемых за службу, они разбивали огороды и разводили скот. Деревянные стены крепости к 90-м годам нуждались в ремонте. В них образовались дыры, через которые горожане гоняли скот.
Две комнаты для царя
Петр I прибыл в Воронеж 13 марта по новому стилю (29 февраля по старому). О его приезде в крепости стало известно только за три с половиной дня. 9 марта (25 февраля) к воронежскому воеводе Савину Савельевичу Горчакову примчался сподвижник Петра по Преображенскому полку Лукьян Верещагин. В крепости начали судорожно готовиться к визиту царя. Для его проживания был выбран домик подъячего (то есть чиновника канцелярии воеводы) Игната Моторина. Скорее всего, для этого было две причины. Во-первых, вероятно, Петр сам пожелал жить у реки. Во-вторых, Моторин был на хорошем счету, воронежцы называли этого назначенного из Москвы чиновника единственным честным человеком в съезжей избе.
Сохранилось описание избы Игната Моторина. Известно, что в ней было две комнаты и двое сеней. Перед приездом царя стены успели обить полотном, а во дворе построить «мыльню» (баню) и «поварню» (кухню). Стояла изба на нынешнем пересечении улиц Большой Стерлецкой и Софьи Перовской.
Зачем же Петр приехал в Воронеж? Дело в том, что еще за три месяца до его визита в Воронеж стали стягивать силы и средства для строительства морского флота. И царь хотел не только наблюдать, как идет строительство, но и участвовать в нем. Так что сама по себе воронежская крепость его мало интересовала. Ему нужна была река, верфи.
Столица на два месяца
О первом дне Петра в Воронеже известно хорошо, и, вопреки общепринятым представлениям, он был простым и не роскошным. Царь приехал с московской стороны: дорога шла примерно по линии от нынешнего «Юбилейного» к улице Карла Маркса и углу главного корпуса ВГУ. Он въехал в Московские ворота и, видимо, проследовал сквозь них к Спасским воротам. Город он успел осмотреть, и тот ему не понравился. О Воронеже Петр сказал: «много пустопорожнего места». Ведь царь был западником, и нравились ему европейские городки – маленькие, с узкими улочками и небольшими деревянными домиками. А Воронеж был совсем другим: большие огороды со скотиной и птицей, дыры в крепостных стенах… Далеко не на западный манер!
Можно с уверенностью предположить, что в тот же день Петр бросился к верфям: наверняка, его интересовало, сколько кораблей заложено, сколько людей трудится… В Воронеже он пробудет до 17 мая (3 мая по старому стилю).
- Петр I приехал в Воронеж, когда ему было 24 года. Только за месяц до этого он стал единоличным правителем: умер брат Иван, с которым они были соправителями. У него было желание проявить себя и освободиться от опеки боярской думы. Можно представить, какой задор и азарт у него были! – говорит Владимир Размустов. - Кроме того, мы сейчас не понимаем значение Азова для того времени. За эту турецкую крепость русские бились весь 17 век, он запирал нам выход к южным морям из Дона. Еще сестра Петра Софья посылала два похода на Азов, они были неудачными, и во многом из-за этого она потеряла престол. Петр понимал, что его поход был важен с точки зрения сохранности его дальнейшего царствования.
Так что все это время Петр трудился, не покладая рук. Документально засвидетельствованы лишь четыре больших пира, в которых участвовал царь в Воронеже: по приезду друзей и соратников Патрика Гордона, Франца Лефорта и Петра Шеина, а также перед отправлением к Азову 21-22 апреля (5-6 мая). Так что, вопреки общепринятому мнению, беспрестанных бурных возлияний в свой первый визит в наш город царь не совершал. Да и в саму крепость он, по документально подтвержденным данным, поднимался лишь раз – 25 марта (8 апреля), в Благовещенье. В этот праздник он посетил службу в каменном Благовещенском соборе и встретился со святителем Митрофанием. Для этого царю пришлось подниматься по Ильинскому спуску, возле нынешней Ильинской церкви.
Но самое приятное для воронежцев состоит в том, что на 65 дней, что царь гостил в нашем городе, Воронеж стал столицей Российского государства. Во дворе дома Игната Моторина был развернут государев шатер - походная канцелярия царя со времен Ивана Грозного. Где он находился, там в данный момент и была столица государства. Именно из Воронежа в эти дни по всей стране рассылались указы царя.
Честь и тяжкое бремя
На воронежских верфях к маю 1696 году были построены два парусника галиаса, четыре брандера (суда, которые поджигали и направляли на таран неприятеля) и собраны 24 галеры (их строили под Москвой и привезли в Воронеж в разобранном виде). 17 мая (3 мая) Петр выдвинулся из Воронежа в Азов. Пять дней он шел по воронежским рекам и за это время написал «Устав галерной службы» - первый морской устав. Так что Воронеж имеет полное право называться родиной военно-морского флота России. 16 июля (30 июля) Азов был взят, о чем царь сообщил воронежскому воеводе в специальной грамоте, а сам поспешил в Москву. Уже на правах победителя он освободился от влияния боярской думы. На историческом выступлении в думе он сказал: «Понеже время есть и фортуна
сквозь нас бежит, которая никогда так близко к нам на юге не бывала, строим флот». Так было принято решение о строительстве в Воронеже 40 кораблей.
Сегодня мы воспринимаем это как великую удачу и честь. Однако для жителей воронежской крепости строительство флота стало тяжким бременем. То и дело с позором снимались воеводы, у которых просто не хватало ресурсов для обеспечения всех пожеланий государя. Работный люд трудился на верфях в жутких условиях и старался сбежать при любой возможности. Но во многом именно благодаря решению Петра Воронеж сегодня является крупным и значимым городом России.
- Когда отодвинулась граница российского государства, большинство бывших приграничных крепостей стали захолустьем, например, Ливны сейчас райцентр, а Костенки – село, - говорит Владимир Размустов. - Мы могли повторить их участь. Но приезд Петра в Воронеж и его решение строить тут флот стали решающим. Петр изменил и сам Воронеж, и его судьбу.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир Размустов, историк, кандидат исторических наук:
- Важно понимать, что Воронеж был выбран Петром для строительства морского флота неслучайно. К тому времени он был главным речным портом страны. Это был единственный путь с юга, с Азова на Москву. В Воронеже для этого строили суда – речные струги, за весну до 50-60-ти. С их помощью в Турцию отправлялись русские посольства. Однажды русский царь подарил турецкому султану белого медведя. В Воронеже построили для него специальное судно. В другой раз подарками стали ястребы и кречеты. Строить суда для таких дипломатических миссий было настоящей головной болью для воронежского воеводы. Также через Воронеж обменивались пленниками с турками, платили вольным казакам за то, чтобы они не совершали набеги на Русь. А к 1695 году в Воронеже построили самый большой за всю историю речной флот: 522 струга, 42 мореходные лодки, 134 плота. Петр, безусловно, знал об огромном значении Воронежа, и именно поэтому выбрал его, собираясь в новый поход на Азов.
КСТАТИ
В начале 17 века Воронеж, в принципе, не считался Россией. Русь начиналась от Рязанских земель. В официальных документах Воронеж называли «украинным польскИм городом», то есть окраинным городом на поле, и писали, что «Воронеж далеко от Руси».

10 марта 2016г, газета "Воронежский курьер"
Рейтинг:
0
Пожаловаться
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Самолет "АЛЬФА-КМ" совершил первый полет в горы Дагестана
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
Дагестан встречает Олимпийцев
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Авторы и эксперты