Автор: Арутюнян Эмма. Город: Оренбург. Добавлено: 29.10.2015.
Просмотров: 4572
В Оренбурге открылась фотовыставка о городе павшей стены
Дни немецкой культуры, которые Оренбургский благотворительный фонд «Евразия» проводит уже более десятка лет подряд, в этом году стартовали 15 сентября. В областной библиотеке имени Крупской 16 сентября открылась фотовыставка посольства Германии в России «Берлин – город перемен».
На выставке фотохудожницы Ирины Голенковой представлено около 70 работ о жизни, культуре, архитектуре столицы Германии. Фотографии, тематически разделенные на три части, создают целостную и многообразную картину европейского мегаполиса.
Германо-германская граница
25 лет прошло со дня падения Берлинской стены, которая в свое время стала причиной разлук, печали и даже смерти многих горожан. 9 ноября 1989 года в жизни Германии – дата радикальных изменений. В тот день берлинцы разрушили стену, в 1961 году разделившую немецкий народ. Экспозицию «По следам Берлинской стены» Ирина Голенкова посвятила всем жертвам «холодной войны».
Жители южной стороны Барнауэр-штрассе 13 августа 1961 года лишились возможности выйти на собственную улицу, которая вместе с параллельными домами внезапно оказалась в Западном Берлине. Известны случаи, когда люди выпрыгивали из окон своих домов, чтобы оказаться на западной стороне города. Некоторые за это поплатились жизнью. Чуть позже окна «приграничных» домов были замурованы, а жильцы выселены. После сооружения внутренней стены и «полосы смерти» все дома, расположенные на южной стороне, были взорваны. В память о трагической странице истории улицы сейчас на том месте работает выставка под открытым небом, которая считается мемориалом Берлинской стены.
На одном из снимков Ирина Голенкова запечатлела часть мемориала с высоты птичьего полета. Примерно с такой же высоты она показывает «Пограничную стену 75» – самый укрепленный вариант Берлинской стены, возведенный из бетонных блоков.
Другая фотография сделана в Мауэрпарке, расположенном на бывшей границе между восточноберлинским Пренцлауэр-Бергом и западноберлинским Веддингом. Мауэрпарк по-другому называют Парком стены. 300-метровый отрезок тыльной стены сохранен как исторический памятник, ставший творческой площадкой для мастеров граффити.
– Мне так понравилось, что ребятам позволили воспользоваться случаем и оставить частичку себя в виде изображений, надписей и рисунков на берлинской стене! Существование этой стены – мрачные воспоминания для прежних жителей столицы, но в любом случае исторический факт. Наверное, уличным художникам было приятно творить на стене, о которой знает весь мир, – поделился впечатлениями студент Оренбургского педагогического колледжа Антон Васильев.
На заднем плане следующего кадра фотохудожницы – бывший контрольно-пропускной пункт на улице Борнхольмер-штрассе. Из семи городских пунктов этот был самым значимым в истории объединения Германии. В тот самый знаменательный день ноября 1989 года руководители ГДР отдали распоряжение больше не сдерживать толпу восточных берлинцев, пытающихся пройти в Западный Берлин.
Архитектура со шпионским мостом
Столица Германии, ставшая неким символом движения от «холодной войны» к миру, начала дорогостоящий процесс воссоединения и реконструкции. Несмотря на некоторые экономические трудности, здесь строятся здания, офисы, отели… Разнообразна и архитектурная фотоколлекция посольства Германии в России. В ней встречаются картины не только военных лет, но и современного периода.
Так, с одной стороны на нас смотрит «Мост шпионов». Так называется мост Глинике через реку Хафель, соединяющий Берлин и Потсдам. Когда-то он служил пограничным переходом между Западным Берлином и Германской Демократической Республикой. Почему же он больше известен, как шпионский мост? По крайней мере, четырежды он был местом обмена арестованными разведчиками между советскими и американскими спецслужбами. Самый массовый обмен в мире произошел в 1985 году, когда 25 западных агентов, осужденных за шпионаж в Восточной Германии, освободили в обмен на четырех разведчиков из стран Варшавского пакта, задержанных в США.
С другой стороны мы видим «Медиа Шпрее», музыкальный отель класса люкс, построенный уже в 2010 году. Он оборудован студиями звукозаписи для музыкантов и относится к одному из крупнейших инвестиционных проектов Берлина на северном берегу реки Шпрее.
Впечатляет центральный вокзал – Хауптбанхоф – один из символов воссоединения Германии. Решение о возведении сооружения приняли сразу после разрушения немецко-немецкой границы. Место выбрали на нейтральной территории, на месте старинного вокзала Лертер Банхоф. Хауптбанхоф распахнул свои двери после десяти лет строительных работ, и в 2006 году горожане увидели гигантское многоуровневое здание.
Город сумасшедших?
– Население Берлина в целом меняется сегодня так же интенсивно, как население большинства его районов: ежегодно в Берлин приезжает около 150 тысяч и уезжает почти 130 тысяч человек, – говорит Ирина Голенкова. – Традиционно, начиная с «золотых» двадцатых прошлого века, русские предпочитают селиться в районе Шарлоттенбург, именуемым поэтому «Шарлоттенградом». В последнее время отмечается появление большего числа мигрантов из Испании, Италии и Греции, самых неблагополучных стран Еврозоны.
Фотограф считает, что Берлин можно любить, можно ненавидеть, но к этому городу просто невозможно остаться равнодушным.
Австрийский композитор Франц фон Зуппе однажды назвал Берлин городом сумасшедших. Прав ли он? Судя по работам Ирины Голенковой, да. В хорошем смысле слова, конечно же.
В экспозиции «Берлиновцы» автор показывает огромную толпу людей, поющих под караоке в том же самом Мауэрпарке. Это излюбленное место для занятий спортом, пикников на траве, спонтанных музыкальных представлений и импровизаций. По выходным в Парке Стены местные жители и гости города устраивают групповые пения с караоке. В это же время здесь работает блошиный рынок, на котором можно найти буквально все – от предметов старины до современных вещей.
Вот как интересно Ирина Голенкова описывает снимок «Все дело в бороде»:
– Мужчин-хипстеров отличает не только особая любовь к тряпочным сумкам и коротким шортам, но и к бороде. Чем гуще, тем лучше! Но как же быть тем несчастным хипстерам, у которых борода в стиле Льва Толстого не растет? Нарастит, пересадив волосы с головы в микронадрезы на лице или с груди. К примеру, в США в этом году врачи отметили значительный рост желающих обзавестись густой растительностью на лице.
А на вопрос, пьют ли немцы, ответит фрагмент действительности, запечатленный на перекрестке Петерсбургер-штрассе и Ландсбергер-аллее в восточноберлинском районе Фридрихсхайн. Молодой человек с весьма оригинальной стрижкой несет на плече целый ящик пива «Штернбург».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Президент Оренбургского благотворительного фонда «Евразия» Игорь Храмов:
– Дни немецкой культуры в Оренбурге как правило носят фестивальный характер, ведь и в этом году мероприятия проходили в областном театре кукол и Оренбургском драматическом театре, в кинотеатре «Космос», двух университетах города и даже в блинной! По сложившейся традиции фонд «Евразия» не мог обойти и главное книгохранилище области – именно в библиотеке имени Крупской была открыта фотовыставка «Берлин – город перемен». Оренбургская область стала первым регионом, где фотозарисовки с улиц современной столицы Германии увидели россияне. Тематически экспозиция делится на три части: «Прогулка вдоль Берлинской стены», «Архитектура» и «Берлинцы». Первыми оренбуржцами, познакомившимися с фотовыставкой, стали студенты художественного колледжа: именно они помогали развешивать работы в залах библиотеки. Открытие экспозиции стало и хорошим поводом пообщаться с гостями Дней немецкой культуры в неформальной обстановке – поговорить о стипендиальных программах Германии с атташе по культуре генконсульства из Екатеринбурга, взять автографы и сфотографироваться с киноактерами Александром Хельдом и Анной Буллард-Вернер. Ну а переданная «Евразией» в дар библиотеке книга с автографом писателя Фридриха Дюренматта сразу пополнила коллекцию редких изданий на немецком языке, представленную здесь же, на выставке.
Газета "Оренбургская неделя"
23 сентября 2015